Экспомузыка

Эрху — двухструнная скрипка, из семейства хуцинь. Она обладает, пожалуй, самым выразительным тембром среди всех смычковых инструментов Китая.

Английский рожок возник примерно в двадцатых годах XVIII века, когда корпус изогнутого охотничьего гобоя да качча соединили с грушевидным раструбом гобоя д`амур. Никакого отношения к Англии происхождение инструмента не имеет, и почему его назвали именно так – до сих пор загадка.

Когда мы слышим имя художника Владимира Фаворского, в памяти сразу же возникают его великолепные иллюстрации в изданиях Пушкина, Шекспира, «Слова о полку Игореве». Большую ценность представляет его гравюра из собрания Музея музыки с авторским названием «Мария Юдина исполняет сонату Бетховена № 32».

Икили — струнный смычковый инструмент, издревле является неотъемлемой частью жизни горно-алтайского народа. Традиционно икили изготавливается самим исполнителем – чаще всего из древесины лиственницы.

На фотопортрете из коллекции Музея музыки – Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он выглядит необыкновенно элегантно – дорогой костюм, аккуратно постриженные усы и бородка, умный внимательный взгляд, в руках – балалайка.

В сентябре 1866 года в Россию прибыла датская принцесса Дагмар, невеста  будущего императора Александра Третьего. 28 сентября состоялось бракосочетание наследника и принцессы, получившей русское имя Марии Федоровны. Петр Ильич Чайковский получил заказ написать оркестровую пьесу в честь встречи Александра и Марии Федоровны в Москве.

Одно из украшений музейной коллекции – редкий музыкальный инструмент под названием бюгельгорн. Бюгелем в средние века называли сигнальный рожок, изготовленный из бычьего рога.

«Паганини русской балалайки» – так называл его великий дирижер Герберт фон Караян. Рожков выступал на лучших площадках страны. Его постоянно приглашали играть в Посольствах Италии, Франции, Польши, Испании, США. В фондах Музея находится более десяти грампластинок с записями Рожкова.

В 1901 году Сергей Василенко окончил Московскую консерваторию по классу композиции. По правилам выпускники должны были представить на экзамен кантату или оперу. И выбор Василенко пал на сюжет из русских летописей о граде Китеже.

В конце 1960-х годов в Музей поступило от частных лиц два инструмента под названием гармонифлют или флют-гармоника. Оба инструмента изготовлены в Париже в конце XIX века.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням в 13:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.