Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 14.05.2019

В фондах музея музыки хранится издание шести русских песен с вариациями для двух скрипок Ивана Хандошкина, вышедшее в конце XVIII века в издательстве Иоганна Герстенберга, уроженца немецкого города Гота. Герстенберг получил юридическое образование в Лейпциге, но помимо юриспруденции увлекался музыкой, писал песни и сонаты. В 1790 году он переехал в Санкт-Петербург, где основал сначала книжное, а затем и музыкальное издательство, типографию, ряд магазинов. Помимо Петербурга, Герстенберг вёл активную издательскую деятельность в Москве и Киеве. Первые русские нотные журналы вышли именно в его издательстве. Там же увидел свет календарь-альманах «Карманные книжки для любителей музыки». В него вошли не только произведения русских композиторов, но и информация о них.
Первое русское издание оперы Моцарта «Волшебная флейта», произведений Дмитрия Бортнянского также выполнены в издательстве Герстенберга. Публиковал он и сочинения композитора и органиста Осипа Козловского. Среди других русских авторов, музыку которых печатал предприимчивый немец, был Иван Хандошкин – скрипач, композитор, педагог.
Его отец – Остап Лукьянович – был портным, что не мешало ему играть при дворе Петра Третьего, быть валторнистом и певчим капеллы графа Шереметева. Сам же Иван Хандошкин играл сначала на балалайке, затем на скрипке. Этому искусству его обучал Тито Порто – скрипач придворного оркестра. Способности молодого Хандошкина заметил Лев Нарышкин – меценат, фаворит Петра Третьего и Екатерины Второй. В пятнадцать лет Иван Хандошкин был принят в придворный оркестр и дослужился до должности капельмейстера. Он стал первым преподавателем скрипки в Академии художеств. Дело в том, что в 18-м веке в Академии преподавали не только предметы, которые относились живописи, но и дисциплины из других искусств. В 1797 году Хандошкин основал в Кременчуге музыкальное учебное заведение, близкое консерватории. В нем обучалось около пятидесяти певцов, при заведении существовал и свой оркестр.
Хандошкина называли «Русским Паганини». Он выступал и на придворных концертах, и на ярмарочных гуляниях, – будучи выходцем из простой среды, композитор очень любил народные напевы.
Творческое наследие Хандошкина насчитывает около ста сочинений – в том числе сонаты, концерты, вариации на русские темы, пьесы для гитары, балалайки, фортепиано. Есть сведения, что композитор писал музыку и для придворных балетов. К сожалению, музыкальное наследие Хандошкина практически не сохранилось, многое утрачено безвозвратно. Тем большую ценность представляет издание Иоганна Герстенберга – оно позволяет прикоснуться к таланту русского композитора и скрипача-виртуоза.

Редкие нотные издания – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.