Экспомузыка

Понедельник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Вторник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Среда, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Четверг, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Пятница, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 07.05.2019

Один из популярнейших инструментов типа лютни в индийской классической музыкальной традиции — сарод, струнный щипковый инструмент с богатыми выразительными возможностями. Считается, что он ведет свое происхождение от афганского рабаба и индийской лютни, известных с глубокой древности. Размеры и конструкция сарода варьируются в разных районах Индии.
В собрании музея музыки находится сарод, подаренный выдающимся индийским музыкантом, виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром.
Корпус сарода, с выемками по бокам, выдолблен из цельного куска красного дерева. Резонатор в форме полусферы, покрытый сверху пергаментом, суживается и переходит в металлический гриф без ладов. В загнутую головку грифа вставлены восемь больших колков для мелодических струн, чуть ниже два колка для струн-бурдонов и еще двенадцать маленьких колков для резонирующих струн. Струны сарода в прошлом были жильными, в наше время они стальные и медные.
Играют на сароде сидя, оперев его корпус на правую ногу. Звук извлекают особым плектром под названием «джава». Он сделан из дерева или слоновой кости. На грифе играют пальцами левой руки.
Особенности конструкции, в частности металлический гриф, придают сароду специфическое холодноватое звучание. Быстро затухающий звук инструмента требует особой техники игры, которая связывает звуки в развёрнутые ладо-мелодические построения – «гирлянды». Это особенно свойственно быстрым разделам индийской раги. Изощренная конструкция сарода позволяет достигать технического совершенства и выразительных нюансов.
В современной концертной практике сарод используется как солирующий инструмент, часто с ритмическим аккомпанементом двух небольших барабанчиков – «тáбла».
В 20-м веке сарод получил широкую известность на Западе во многом благодаря усилиям Алладдин Хана — основателя майхарской исполнительской школы, отца и учителя блестящего музыканта Али Акбар Хана.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.