Экспомузыка

Понедельник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Вторник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Среда, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Четверг, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Пятница, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 06.05.2019

В коллекции Николая Семеновича Голованова находятся три скульптурные работы выдающегося скульптора и живописца Михаила Врубеля – «Морской царь», «Волхова» и «Берендей». Они выполнены в технике майолики. Её особенность в том, что изделия из обожженной глины покрываются восстановительной глазурью и красками.

Создание этих произведений связано с новым этапом в творчестве художника – во второй половине 1890-х годов он начал работать в Абрамцевской керамической мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. Врубель был увлечен идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля.

Помимо прочих скульптур, мастер создал две яркие керамические серии: «Садко» и «Снегурочка». В них в пластических образах воплощены персонажи известнейших опер Римского-Корсакова, с которым Врубеля связывала тесная дружба. Скульптура «Волхова», созданная по мотивам оперы-былины «Садко», представляет сказочную царевну, дочь морского царя. Таинственный лирический образ создается благодаря легкой импрессионистичной манере лепки; своеобразию майоликовой техники: на поверхности скульптуры возникает иллюзия цветных всполохов, и они придают произведению мистический оттенок.

Скульптуры Михаила Врубеля из собрания Голованова созвучны творческим поискам выдающегося дирижера, который – также как и Врубель – был увлечен идеей синтеза искусств и стремился к яркости и красочности оркестрового звучания. А если учесть, что мотивами для майолик послужили музыкальные произведения Римского-Корсакова, то выбор Голованова произведений для своей коллекции представляется неслучайным. Колористическое дарование дирижера, в самом деле, было сродни врубелевскому. Оркестранты Большого театра вспоминали, как тщательно работал с ними Голованов над сценой Превращения рыбок в золото в опере «Садко»: партитура буквально искрилась, переливалась всеми оттенками серебристых и теплых «золотых» регистров и тембров. Интересен и тот факт, что жена Врубеля – певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была первой исполнительницей партии Волховы в опере «Садко». Не раз в этой роли выходила на сцену и супруга Голованова – Антонина Васильевна Нежданова. Ценные произведения искусства – это важная часть нашей культуры.

Л. Черник

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.