Экспомузыка

Понедельник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Вторник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Среда, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Четверг, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Пятница, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 01.05.2019

В музейном собрании печатных книг и нот можно обнаружить настоящие сокровища. К их числу относится партитура оперы «Начальное управление Олега». Ноты отпечатаны в Санкт-Петербурге в типографии Горного училища в 1791 году.

Издание роскошное: большой формат со множеством иллюстраций. В начале помещено пространное «Объяснение на музыку, господином Сартием сочиненную» – экскурс в историю древнегреческой музыки в переводе Николая Львова. Затем следует список действующих лиц, среди которых – князья Олег и Игорь, киевские бояре, дружинники и военачальники, послы константинопольского императора Леона и он сам с императрицей Зоей, а также хор и балет. Партитуру предваряет полное либретто оперы, причем в начале каждого действия помещена иллюстрация. Действие начинается в Москве (согласно ремарке, «театр представляет место, где реки Москва, Яуза и Неглинная соединяются»), а заканчивается в Константинополе: Олег прибивает щит князя Игоря к столбу ипподрома со словами: «Пусть позднейшие потомки узрят его тут».

Исторические и географические несуразицы остаются на совести автора. А автор этого либретто – самая знаменитая русская писательница 18-го столетия, императрица Екатерина Вторая. Она, безусловно, обладала литературным талантом, писала пьесы и аллегорические сказки, занималась переводами. В текст либретто, написанного в 1786 году, включены и русские народные стихотворные тексты, и стихи Ломоносова, и переводы из Эврипида.

Музыка оперы – тоже коллективный труд. Вначале она была заказана итальянцу Чимароза. Но его сочинение императрице не понравилось, и был приглашен придворный маэстро Джузеппе Сарти, а в помощь ему – русский композитор Василий Пашкевич.
Работа затягивалась, а императрица спешила, и появился третий автор – итальянский композитор Карло Каннобио, который написал оркестровые антракты к каждому действию и марш. Интересно, что в антрактах он использовал русские народные песни – «Заинька, попляши», «Что пониже было города Саратова» и «Камаринская». Сарти сочинил музыку к пятому действию и четыре хора на слова Ломоносова, а Пашкевич – свадебные хоры.

Премьера спектакля состоялась 22 октября 1790 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга.
Спустя 36 лет марш из оперы прозвучал на коронации Николая I. Сейчас отдельные фрагменты, хоть и редко, но исполняются в концертах старинной музыки.

Уникальные нотные издания – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.