Экспомузыка

Понедельник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Вторник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Среда, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Четверг, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Пятница, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 30.04.2019

В коллекции Музея хранится 20 музыкальных инструментов из Эфиопии: 14 струнных, 3 духовых, 2 барабана «кэбэро» и один ударный инструмент, который называется цэнацыль.

Это инструмент без определённой высоты звука, напоминающий погремушку. Состоит он из медной, иногда серебряной или золотой рамки, к нижней части которой приделана деревянная ручка. В отверстия по бокам рамки продеты металлические прутья. На них надеты 4 металлические пластинки или тарелочки, иногда колокольчики, которые звякают при встряхивании. При более плавном движении звук инструмента напоминает шелест.

Встречаются дорогостоящие, богато декорированные цэнацыли – настоящие шедевры прикладного искусства. Длина инструмента 20–25 см, его удобно держать в руке.

Цэнацыль, наряду с барабаном кэбэро, – культовый инструмент в обрядах христианской Эфиопской Церкви. Их звучание сопровождает песнопения и священные танцы.

Легенда приписывает создание цэнацыля святому Яреду Сладкопевцу, основоположнику эфиопского литургического пения в VI веке. Звучание инструмента, согласно этой легенде, символизирует пение райских птиц.

Цэнацыль является прямым потомком древнеегипетского инструмента систр. Само слово систр, систрум в переводе с греческого и латинского буквально означает «то, чем потрясают». Первые упоминания о систруме датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Одно из ранних упоминаний о Систруме сохранилось в тексте, который относится ко времени Среднего Царства Древнего Египта. В нем рассказывается о том, как вельможа по возвращении на родину после скитаний был встречен торжественным гимном во славу богов – и гимн этот как раз сопровождали звуки систрумов.

Кстати, древние египтяне часто использовали систр в религиозных процессиях и церемониях изгнания злых духов. Верхнюю часть инструмента обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке изображали лицо богини неба Хатхор. Философ Плутарх в своем сочинении «Об Исиде и Осирисе» приписывал систру магическую роль — с помощью этого инструмента отпугивали злых великанов и богов ярости, войны и смерти.

Из Древнего Египта систр попал в Древнюю Грецию, а позже в Древний Рим. Считалось, что систр символизирует движение крыльев ангелов и его звучание изгоняет негативную энергию. Согласно поверьям, ручка систрума изображает путь Луны во вселенной, а четыре подвески являются указанием на четыре стихии.

Этот инструмент иногда используется в оркестровой музыке, чтобы придать звучанию восточный колорит. Например, в опере Россини «Севильский цирюльник» систр входит в группу ударных.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.