Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 22.04.2019

Среди редких нотных изданий обнаруживается малоизвестное имя – Алексей Владимирович Абутков. В собрании музея имеются только два его произведения – Этюд-парафраз для фортепиано на тему ноктюрна Христофора Гроздова и Романс для баритона и фортепиано «Под музыку» на слова Арсения Колянковского. Оба сочинения опубликованы нотоиздателем Фёдоровым, отпечатаны – одно в Лейпциге, другое в Москве, обложки оформлены в стиле модерн начала двадцатого века, с виньетками и цветочным орнаментом. Дарственные надписи на обоих изданиях адресованы Христофору Гроздову и говорят о дружеских отношениях и глубоком уважении – «на память от искренно преданного автора».
Что же связывало известного музыканта, профессора, инспектора петербургской Придворной певческой капеллы Христофора Гроздова с молодым композитором, который был младше его более чем на двадцать лет?
Обратимся к биографии Алексея Абуткова. Он родился в Симбирской губернии в дворянской семье, учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно занимался музыкой у профессора консерватории Павла Пабста. Выбор остался за музыкой – она стала главным делом жизни.
Параллельно со службой в Санкт-Петербургском департаменте окладных сборов Абутков окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у выдающихся композиторов: Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова. А с 1907 по 1913 годы Алексей Абутков преподавал музыкальные дисциплины в Придворной певческой капелле, инспектором которой в это время и был Христофор Гроздов. Именно тогда Абутков написал этюд-парафраз и романс, посвящённые старшему коллеге: первое посвящение датировано 1909 годом, второе – 1913-м.
А вот в дальнейшем пути музыкантов разошлись. Гроздов и после Октябрьской революции оставался на службе в Капелле, которая получила новое название: Петроградская народная хоровая академия. Он возглавлял художественный и педагогический советы и содействовал исполнению церковной музыки. Абутков же в 1918 году вернулся в Симбирск, где руководил церковными хорами. В 1919 году он был арестован за «контрреволюционную деятельность» – приверженность к толстовским взглядам и родство с генералом белой армии – им был брат Николай. Из тюрьмы Абуткову удалось бежать, и в 1923 году он оказался за границей, в Буэнос-Айресе.
Эмигрантская глава жизни композитора была не менее насыщена, чем первая. В Аргентине Алексей или Алехо Абутков (как его там называли) написал более четырёхсот сочинений, руководил русской оперной и балетной труппами, писал статьи, создал консерваторию «Шуберт» – в которой был единственным преподавателем по всем предметам! Такая активная работа продолжалась до самой его смерти в 1945 году. Для латиноамериканской страны русский музыкант стал видным культурным деятелем, которого в Аргентине до сих пор помнят и почитают.

Н.Ю. Тартаковская

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.