Экспомузыка

По будням 5:00, 17:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 29.03.2019

В музее хранится редкая фотография репетиции ансамбля Дмитрия Покровского спектакля «Борис Годунов» в Театре на Таганке.

Фото: Театр на Таганке. Репетиции «Бориса Годунова», 1981-1982.

Дмитрий Покровский – выдающийся музыкант, учёный-исследователь – создал в начале 70-х годов прошлого века уникальный ансамбль, который объединил профессиональное исполнение и традиции народной музыки с научным подходом в изучении фольклора. Ансамбль отличали творческая свобода и яркая импровизация. Первым на коллектив обратил внимание актёр и режиссёр Сергей Юрский, поставив в 1980 году в Театре имени Моссовета, при участии музыкантов, пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше». Затем были совместные работы ансамбля с такими режиссёрами, как Лев Додин – в спектакле «Повелитель мух», Кама Гинкас - в постановке «Записки из подполья», участие в других театральных проектах.

Многолетний творческий союз связывал фольклорный коллектив и Театр на Таганке. В начале 80-х Юрий Любимов работал над постановкой пушкинского «Бориса Годунова». Композитор Альфред Шнитке познакомил режиссера с Покровским и его музыкантами. Любимов вспоминал, что, услышав ансамбль, он сразу же нашел ключ к музыкальному решению спектакля. Премьера состоялась в 1982 году. Сценография и декорации были по-любимовски лаконичны: деревянный помост упирался в белокаменную стену с закрытыми окнами. Народ постоянно присутствовал на сцене – русский хор стал подобен хору античному. Каждый герой – будь то Марина Мнишек, Дмитрий Самозванец или Борис Годунов – выходил из толпы, отыгрывая известные монологи, и в этой же толпе исчезал. Народные песни, причитания в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского буквально завораживали зал. Особенно впечатлял финал спектакля. После сцены убийства детей царь Борис, одетый в обычный костюм 70-х годов, обращался к зрителям: «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует…». Но народ, как известно, безмолвствовал. Безмолвствовала и толпа на сцене, и хор. Но затем вдруг ансамбль Покровского пронзительно исполнял торжественное поминовение «Вечная память». То был реквием по всем невинно убиенным.
Увы, после премьеры спектакль закрыли, однако редчайшая фотография его репетиции хранится в фондах музея. Лишь в конце 80-х, вернувшись из эмиграции, Любимов восстановил «Бориса Годунова».

После ухода из жизни Дмитрия Покровского его ансамбль получил статус Творческой мастерской Театра на Таганке. В этом статусе коллектив существовал 14 лет – с 1998 по 2012 годы. Музыканты ансамбля Покровского принимали участие во многих постановках Любимова: «Медея», «Марат и Маркиз де Сад», «Евгений Онегин», «Антигона». Сам великий режиссёр так говорил о выдающемся ансамбле: «Без преувеличения: ансамбль Дмитрия Покровского – серьезнейший вклад России в музыкальную культуру второй половины 20-го века. А собирание этого богатства было той же добычей радия...».

Редкие фотографии – это важная часть нашей культуры.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.