Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 26.03.2019

 Народные музыкальные инструменты Азербайджана отличаются богатством и разнообразием. Их история нередко уходят в глубь веков, они популярны и в народном быту, и среди профессиональных музыкантов. При исполнении мугамов – основного жанра азербайджанской музыки – традиционно используются тар, каманча и бубен гавал.

Ведущая роль в ансамбле принадлежит тару – струнному щипковому инструменту. Он считается самым совершенным национальным инструментом по своим техническим и динамическим возможностям. Выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков писал: «Тар — это ценнейший и важнейший инструмент, способный развивать музыкальное образование на Востоке».
Корпус тара в виде двух чаш изготавливается из тутового дерева возрастом 10-15 лет. Его распиливают зимой – в это время дерево обладает хорошими звуковыми качествами, меньшим удельным весом и не дает трещин. Открытая сторона инструмента затягивается мембраной из пузыря животного. Под ней проложена планка – продолжение шейки. На шейке 22 лада. Инструмент имеет 11 струн. К основным струнам добавлены две так называемые «звонкие» струны – они располагаются сбоку шейки и играют протяженные звуки – бурдоны – в верхнем регистре. Играют на таре при помощи плектра в форме зубца, сделанного из вишневого дерева, кости или бычьего рога – он называется «мизраб».

Каманча или кеманча – струнный смычковый инструмент с долбленым корпусом в форме шара. Его делают из орехового дерева. В течение 10-15 лет корпус сушат, после чего стенку стёсывают до толщины 5 мм. На открытую часть корпуса натягивается рыбья кожа. Дугообразная подставка из орехового дерева устанавливается наискось по отношению к струнам. Это позволяет получить более сильное и яркое звучание. Шейка без ладов сужается книзу, проходит сквозь корпус, в нижнюю ее часть ввинчивается штырь-ножка. Играют на каманче особым смычком – он имеет прямую или слегка вогнутую трость из кизила, к которой прикреплена прядь конского волоса. Техника игры на каманче необычна, – смычок не переводят с одной струны на другую, как при игре на скрипке, а поворачивают сам инструмент к смычку той или иной струной.
Тар и каманча — инструменты богатых художественных возможностей, с широким диапазоном, яркими тембрами, многообразием штриховой техники. Кроме того, они очень красивы, как правило, богато украшены изящным орнаментом – инкрустацией перламутром и костью.

Редкие инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.