Экспомузыка

Понедельник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Вторник, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Среда, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Четверг, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;
Пятница, Неделя: 1,2,3,4,5,6. Время: 05:00;

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 19.03.2019

В 1842 году известный мастер музыкальных инструментов Адольф Сакс изобрёл новый инструмент и назвал его «мундштучный офиклеид». Сейчас все его знают как саксофон. А существовал ли другой офиклеид?
Да! На четверть века раньше, в 1817 году парижский мастер Алари (его настоящее имя Жан Илэр Астэ) изобрел духовой инструмент под названием офиклеид. Его конический ствол изогнут в виде латинской буквы У, в него вставляется мундштук в форме чаши. Клапаны позволяют извлекать полный хроматический звукоряд. Нижний клапан всегда открыт и служит лишь для извлечения самого нижнего звука. Алари сконструировал офиклеид на основе поздней разновидности серпента, который выполнял функцию басового фундамента в симфоническом оркестре. Однако мощный, «варварский», по выражению Берлиоза, звук серпента плохо сочетался с другими инструментами. На смену ему пришел офиклеид.
Впервые этот инструмент прозвучал в опере Гаспаре Спонтини «Олимпия». Луиджи Керубини использовал его в своих церковных произведениях, исполнявшихся в соборе Парижской Богоматери. Берлиоз написал партии офиклеида в Фантастической и Траурно-триумфальной симфониях, а в 1837 году заказал для исполнения своего Реквиема целых пять офиклеидов. Глинка применил его в качестве баса для трио тромбонов в ряде сцен оперы «Жизнь за царя». Мейербер также уделял особое внимание этому инструменту, включив его в оркестр в операх «Роберт-Дьявол» и «Гугеноты». Позднее офиклеид встречался в партитурах Мендельсона, Шумана, Верди и Вагнера.
Оркестровая жизнь офиклеида оказалась на редкость короткой. Он имел серьезные недостатки — низкие звуки были громче и темброво богаче, чем высокие, которые к тому же неточно интонировались. Не успев окончательно вытеснить своего предшественника-серпента, офиклеид сам стал выходить из употребления. В современных оркестрах его заменила туба.
Грандиозное использование офиклеида Берлиозом в Реквиеме оказалось последним серьезным участием этого инструмента в симфоническом оркестре, последующие случаи были лишь эпизодами. Таким образом, оркестровый офиклеид просуществовал всего около двадцати лет.
В экспозиции Российского национального музея музыки хранится уникальный офиклеид французской фирмы «Готро Бреве» середины 19-го века.

 Редкие инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.