Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 29.10.2018

Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у многих народов Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен, кара-калпаков, уйгуров. Упоминания о гиджаке встречаются в рукописях XIV-XVI веков, а его изображения – на книжных миниатюрах XVI-XVIII веков.

Корпус гиджака похож на шар, он выдолблен из дерева, реже изготовлен из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной – она выполняет функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху. К корпусу ее крепит металлический стержень, он же выступает внизу в качестве «ножки» – наподобие виолончели. Звук гиджака скрипучий, немного глуховатый. Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыжамак», что в переводе означает «скрипеть».

На гиджаке играют коротким смычком, на нём свободно подвешена прядь конских волос, её натяжение регулируют пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент разными струнами. При игре гиджак держат вертикально, опирая «ножкой» о пол или колено.

Одной из самых ценных в Музее музыки является коллекция музыкальных инструментов Средней Азии – в конце XIX века её собрал капельмейстер военных оркестров в Ташкенте Август Эйхгорн.

Гордость коллекции – старинный гиджак, круглый корпус которого сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана коробка, в нее вставлено два больших колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского волоса связаны вверху веревкой. Они намотаны на колки и крепятся внизу на металлические крючки. Кроме основных, этот гиджак имеет резонирующие струны из медной проволоки. Они намотаны на маленькие колки из кости, расположенные по бокам шейки. Головку украшают разноцветные тряпочки и кожаный шнурок-бант.

Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что этот очень древний и редкий экземпляр приобретен у странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня, а его дед когда-то купил этот инструмент в Аравии, во время своего паломничества в Мекку.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.