Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 09.10.2018

Одна из жемчужин музейной коллекции – роскошный белый рояль фирмы «Себастьян Эрар», изготовленный в Париже в 1867 году. В его конструкции воплотились все достижения техники и дизайна фортепианного строительства той эпохи.
В орнаменте и декоре корпуса использованы античные мотивы. Внутренние деревянные детали изготовлены из редкого клена «птичий глаз», который ценится из-за своей декоративности и плотности. В его уникальной текстуре встречаются небольшие вкрапления, напоминающие глаза диковинных птиц.
Основатель фирмы Себастьян Эрар внес значительный вклад в усовершенствование фортепиано. Известность Эрару принесло изобретение «механического клавесина», а в 1777 году он построил первое во Франции фортепьяно. В эти же годы, совместно со своим братом Жаном Батистом, Себастьян Эрар основал предприятие, вскоре ставшее одним из лучших в Европе. Братьям Эрар покровительствовали Наполеон и король Англии Георг IV. Поставляя инструменты для резиденций европейских монархов, мастера должны были учитывать вкусы правящих особ. Поэтому рояли фирмы отличались богатством внешнего оформления, это же можно сказать и об инструменте из коллекции музея музыки.
Важнейшим изобретением Эрара явилась так называемая «механика двойной репетиции», или в более точном переводе с французского — «двойная беглость». Она дает исполнителю возможность многократно повторять удары по одной и той же клавише, не отрывая от нее пальца. При этом достаточно использовать только половину хода клавиши – это позволяет исполнять виртуозные пассажи, требующие подвижного механизма, чувствительного к малейшему прикосновению. Считается, что гениальная находка Эрара была вызвана к жизни игрой величайшего пианиста 19-го века Ференца Листа.
Впервые изобретение французского мастера предстало перед публикой в 1823 году на Парижской выставке, вызвав много шума, а также подражаний и доработок в дальнейшем. Сложность первоначальной конструкции, процесса ее изготовления, регулировки и налаживания были серьезными недостатками этой системы. Поэтому позднее были предложены новации, которые упрощают и удешевляют способы изготовления и регулировки отдельных деталей. Однако в основе всех современных роялей неизменно лежат принципы, изобретённые Себастьяном Эраром.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.