Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 11.07.2018

Фирма «Wheatstone», Англия, Лондон, XIX век.

Многие слушатели наверняка видели выступления трех грустных клоунов театра Вячеслава Полунина «Лицедеи»: в руках одного из них — маленькая гармошка. Это концертина – язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники с хроматическим звукорядом. Она была создана крупным английским физиком Чарльзом Уитстоном в 1827 году (патент 1829 г.). Он был автором целого ряда важнейших изобретений – стереоскопа, шифра Плейфера, но более всего известен работой над так называемым «мостом Уитстона» – системой балансировки токов, активно использующейся в современных гальванометрах – и развитием телеграфной системы.

Уитстон родился в семье мастера по изготовлению музыкальных инструментов, и после окончания школы сам занялся этим ремеслом. Переехав в Лондон, он открыл собственную мастерскую, но вскоре увлекся математикой и физикой. Единственным изобретенным Уитстоном музыкальным инструментом стала концертина, созданная на основе немецкой разновидности губной гармошки. Она оказалась очень удачной по конструкции и просуществовала более ста лет без существенных изменений. Впоследствии был лишь расширен диапазон и определено несколько регистровых разновидностей.

Диапазон концертины из собрания Российского национального музея музыки – четыре октавы. Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки четырьмя параллельными рядами. При смене движения меха звук не изменяется. Ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке, левой рукой, а находящиеся в промежутках между линиями — на верхней деке. Звуки инструмента не отличаются силой, но чрезвычайно нежны и певучи.

В России концертина появилась 1870-х годах на высших педагогических женских курсах в Петербурге. В следующем десятилетии было основано Общество любителей игры на английской концертине. В 1889 году исполнителем на этом инструменте Иваном Пирожниковым в Виленском учительском институте был предпринят первый опыт организации оркестра концертин. Он же опубликовал брошюру об устройстве и исполнительских возможностях этого инструмента.

В ХХ веке концертина была популярна как инструмент куплетистов. Из современных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, виртуозно исполняющего на этом миниатюрном инструменте популярные классические произведения и куплетиста Николая Бандурина.