Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 09.07.2018

В наши дни шарманка стала большой редкостью. Современные юноши и девушки слушают музыку с цифровых носителей, их родители ставили на проигрыватель виниловую пластинку или наслаждались любимой мелодией, записанной на магнитофоне. А лет 100-150 назад по дворам ходили шарманщики и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе песни вроде «Разлуки» или «Маруся отравилась». Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Шарманка представляет собой небольшой переносной механический орган. Место её происхождения точно не установлено, предположительно Италия или Германия. Наиболее раннее изображение шарманки относится к 1722 году. Считается, что свое название она получила по начальным словам известной в то время французской песенки «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»), записанной на валике шарманки. По другой версии, так называли заводных кукол, которых шарманщики показывали публике.

В России шарманка появилась в конце XVIII века, но широкое распространение она получила в конце следующего столетия в низших слоях общества. Шарманки производились небольшими кустарными мастерскими на юге страны. Наиболее известной была «Фабрика органов и оркестрионов» Йоганна Нечады, располагавшаяся на окраине Одессы.

Шарманка из фондов Музея была изготовлена на этой фабрике в начале ХХ века. Внутри корпуса шарманки помещается деревянный цилиндр, покрытый металлическими штифтами. При вращении цилиндра воздух мехами накачивается в специальную камеру, сообщающуюся с 25-ю лабиальными трубами, заставляя их звучать. Восемь мелодий, записанных на цилиндре, позволяют судить о характерном репертуаре шарманок: вальс «Над волнами», полька «Пчёлка», вальс «Две собачки», «Барыня», «Кавказская мелодия», «Базар большой». На передней панели инструмента помещено три изображения. В центре нарисована лира, раскрытые ноты, лежащие на барабане, и два струнных инструмента. По бокам – танцовщица с бубном и юноша с мандолиной.

Данная шарманка принадлежала известному русскому дрессировщику и цирковому артисту Владимиру Леонидовичу Дурову и была передана в музей в 1967 году его дочерью Анной Владимировной Дуровой-Садовской.