Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 04.07.2018

Кларнет был изобретён в конце XVII – начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером, работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента – шалюмó. Основным нововведением Деннера явился клапан на обратной стороне инструмента, помогающий расширить его диапазон. Звуки верхнего регистра кларнета напоминали современникам тембр высокой трубы – кларино, что и дало название инструменту. В дальнейшем эволюция кларнета заключалась, главным образом, в усовершенствовании его клапанной системы. Во времена Моцарта, который сумел раскрыть выразительные возможности кларнета и расширил его репертуар, бытовал инструмент с простым пятиклапанным механизмом. Тем не менее, в последние годы жизни композитор довольно часто обращался к кларнету. Им были созданы две серенады для духовых инструментов, два квинтета для духовых инструментов с фортепиано и для духовых инструментов и струнных. Одним из последних произведений Моцарта стал концерт для кларнета с оркестром, написанный для выдающегося кларнетиста, друга композитора, Антона Штадлера.

В начале 1810-х годов российский кларнетист Иван Мюллер сконструировал кларнет с 13-ю клапанами и усовершенствованной клапанной системой. Он определил местоположение игровых отверстий, увеличив диаметр каждого из них, строго в соответствии с законами акустики. Позже профессор Королевской школы музыки в Мюнхене Карл Берман разработал новую модель инструмента с восемнадцатью клапанами, получившего название кларнета «немецкой» системы. Новая система, явившаяся по существу основой современного кларнета немецкого типа, была принята повсеместно.

Именно такой инструмент представлен в коллекции Российского национального музея музыки. Изготовлен он в небольшом городке на севере Нормандии – Ла-Кутюр-Буссе, который с середины XVIII века славился превосходными мастерами по изготовлению деревянных духовых инструментов. Ствол кларнета, имеющий цилиндрическое сечение, завершается слегка расширяющимся раструбом. Мундштук, колена и раструб используются для подстройки инструмента посредством раздвижения, причем каждая часть воздействует на свою область диапазона. Трость кларнета представляет собой сточенную кверху прямоугольную пластинку из специального вида тростника – арундо.

В экспозиции музея представлены также разновидности кларнета — малый, альтовый (бассетгорн) и бас-кларнет.