Рим Вячеслава Иванова - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 06.06.2018

В фондах Музея музыки хранятся архивы композиторов и музыкантов, которые по разным причинам вынуждены были покинуть Россию – Шаляпина, Рахманинова, Гречанинова и других. Среди «вернувшихся на родину» назовем и архив русского поэта-символиста, одного из идейных вдохновителей «Серебряного века» Вячеслава Иванова и его дочери, композитора, пианистки и органистки Лидии Ивановой. Архив весьма обширный и разнообразный, но сейчас мы рассматриваем любительский акварельный рисунок Лидии Ивановой - портрет отца и брата в Риме в конце 1940-х годов.


Всю свою жизнь Вячеслав Иванов считал Италию второй, духовной родиной. В юности он изучал латинский язык, римскую историю, топографию и археологию, написал на латинском языке диссертацию о государственных доходах и налогах в Римской республике. Впервые поэт побывал в Риме в 1892 году, затем – в 1913-м. Наконец в 1924-м Вячеслав Иванов окончательно поселился в Италии вместе с сыном Дмитрием и дочерью Лидией. «Я еду в Рим, чтобы там жить и умереть», — писал он, навсегда покидая Советскую Россию.

 

Встреча с любимым городом вызвала у Вячеслава Иванова взлет поэтического вдохновения. В девяти римских сонетах «Ave Roma» предстают знаменитые фонтаны Рима и живописные виды вечного города. Пять из девяти сонетов цикла были положены на музыку известнейшим композитором русской эмиграции Александром Тихоновичем Гречаниновым. Музыка Гречанинова понравилась всему семейству Ивановых; первой исполнительницей сонетов стала дочь Лидия – пианистка и композитор. Ученица А. Б. Гольденвейзера, Лидия Иванова окончила Московскую консерваторию, а затем в Риме Академию Санта Чечилия. Среди ее сочинений немало написанных на стихи отца – «Из далей далеких», «Огненосцы», «Пан и Психея» – или посвященных ему.


«Итак, мы поселились в новом доме на Via San Baptistt Alberti, 5 (теперь 25), –читаем в записях Лидии. – Улица наша находится в квартале так называемого «малого Авентино». Квартал называют также кварталом San Saba, по имени базилики San Saba, его приходской церкви. Каждое воскресенье из передней раздается звонкий голос Вячеслава: «шляпу, палку и четыре сольди» (мелкая монета, чтобы положить на церковный поднос). Вячеслав собирается всегда спозаранку и стоит перед распахнутой дверью. Получив три требуемых предмета, он с невероятной скоростью сходит по ступенькам трехэтажной лестницы и напряженно быстрым шагом пересекает всю площадь Бернини, направляясь к боковому входу в церковь San Saba. Я уже там: поджидаю начало 12-часовой обедни, на которой я в течение многого времени играю на органе.

Квартира первоначально имела четыре комнаты: три с окнами на юг, комната Вячеслава имела, кроме того, балкончик на запад. Взгляд с него падал вдоль улицы Alberti на окружающий нас ряд новых невысоких домов, где хозяйки как всегда развешивали для сушки свое пестрое белье, а через крыши виднелся купол собора св. Петра».
Именно этот вид на купол собора св. Петра позволяет определить рисунок как изображение дома семьи Ивановых в Риме, в котором поэт провел последние десять лет своей жизни. Справа от сидящего в кресле старика – его сын, лицом поразительно похожий на отца, на спинке кресла – любимый кот (по воспоминаниям дочери, Вячеслав Иванов очень любил котов и заводил их в любом городе, где ему доводилось жить).

 Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.