Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 26.03.2018

Сегодня в центре нашего внимания Альбом «Всякая всячина». Это легкомысленное название носит интереснейший музейный предмет из фондовой коллекции. Альбом хранится в фонде М.И. Глинки, но самому композитору не принадлежал, его владелец– Константин Александрович Булгаков, офицер, композитор-любитель, известный острослов и повеса. С Глинкой они были добрыми приятелями, несмотря на разницу в возрасте (Михаил Иванович был восемнадцатью годами старше, но письма свои Булгакову подписывал «Твой Мишка Глинка»).

В отличие от традиционных для 19-го века альбомов, на страницах которых записывались стихи, эпиграммы, музыкальные пьесы и прочее, «Всякая всячина» - это конволют. В коричневом дерматиновом переплете собраны и переплетены печатные ноты, рукописные записи, юмористические рисунки. Бумага разного размера, так что некоторые листы приходилось загибать, чтобы они поместились под переплет. На страницах альбома появляются имена друзей Булгакова – капельмейстера Константина Лядова (отца композитора Александра Константиновича Лядова), скульптора и живописца Бибикова, композиторов-любителей Григорьева и Норова и другие полузабытые или вовсе неизвестные имена. Самые ранние сочинения в альбоме датированы 1853 годом, самые последние – 1860.

Итак, раскроем альбом, и сразу поразимся рисункам: вполне профессиональные цветочные виньетки, некоторые – на нотных строках с музыкальными набросками, довольно точная зарисовка человеческого уха с подписью «Ухо Моцарта» и отпечаток собачьей лапы, подписанный «Лапоприкладство мистрис Флай». Еще один крохотный рисунок пером на обороте титульного листа изображает человека с крылышками и большой рюмкой в руках, порхающего среди густой травы; человек подозрительно похож на Глинку.

Насмешливый тон надписей Булгакова сохраняется и на некоторых страницах печатных и рукописных нот. Так, автор «Малороссийской польки» Григорьев пишет дарственную надпись «Константину Алексеевичу Булгакову» – и Булгаков тут же поправляет: «Александровичу (дурак)!!». Собственное сочинение для фортепиано Булгаков сопровождает подписями «Моё» и «так угодно автору, да и только», а на титульном листе фортепианной пьески рядом с фамилией автора – Рудольф - пишет «мой старый друг – и по гармонии, и еще по»… - и вместо слов рисует рюмку.

Сюрпризы ждут нас на каждой странице. Романсы Глинки имеются и в печатном виде, и переписанные от руки (с надписью «Глинка, неподражаемый»); есть даже авторская рукопись! – испанский народный танец «Las Mollares», записанный композитором во время путешествия по Испании с дарственной надписью «К.Булгакову от Глинки. 22 ноября 1855». Наконец еще один знакомый почерк – рука Ференца Листа. Комментарий Булгакова: «Мой галоп, транскрированный (так!) Листом и написанный его рукой».

Среди нотных листов встречаются записки и дарственные надписи. Небольшой листок бумаги с номером 41 – записка Александра Дюма, датированная 1858 годом, когда писатель совершал большое путешествие по России и более месяца жил в Москве в одной из дач Петровского парка.

Альбом Булгакова – это удивительный исторический документ, рассказывающий о досуге и музыкальных пристрастиях определенного круга людей, живших более ста пятидесяти лет тому назад. После реставрации, когда все смятые и согнутые листы были распрямлены и проложены папиросной бумагой, а повреждения тщательно подклеены, этот документ подготовлен к доскональному изучению – ему еще требуется расшифровка, перевод с французского и датировка надписей и текстов, а также другая текстологическая работа. Впереди новые открытия и находки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки