Балет FM

Понедельник, 18:30;

Илзе Лиепа

Дата выпуска: 12.06.2017

В цикле программ о выдающемся хореографе ХХ века Морисе Бежаре Илзе Лиепа рассказывает о расцвете творчества и ключевых балетах в сценической судьбе маэстро – «Весне священной» и «Болеро»…

В 1959 году Бежар получает приглашение от новоиспеченного интенданта брюссельского Королевского театра де ла Монне Мориса Гюисмана поставить балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Свой первый год руководства театром Гюисман хотел открыть балетом-сенсацией, поэтому его выбор пал на молодого и дерзкого французского хореографа. Бежар долгое время сомневается, однако провидение решает всё. Открыв однажды китайскую Книгу перемен «Ицзин», ему на глаза попадается фраза: «Блистательный успех, благодаря жертве весной». Хореограф воспринимает это как знамение и дает положительный ответ на постановку.

Илзе Лиепа: «Бежар сразу отказывается от либретто и от смерти в финале, как это было задумано у Стравинского и Нижинского. Он размышляет о тех мотивах, которые способны побуждать персонажей к тому, чтобы жить в этом спектакле. Внезапно он понимает, что здесь есть два начала – мужчина и женщина. Он услышал это в стихийной музыке Стравинского, и тогда он придумывает удивительную хореографию для кордебалета, который здесь являет собой единое тело – как будто единое существо. В своем спектакле Бежар занимает двадцать мужчин и двадцать женщин, и снова в ход идут его поразительные находки. Надо сказать, что по своей природе Бежар всегда был гениальным режиссером. Так, еще в юности он пробовал ставить драматические спектакли со своими кузенами и кузинами. Впоследствии этот уникальный дар проявился в том, как смело он разбрасывал группы танцовщиков по сцене. Именно из этого дара вырастет его способность осваивать гигантские пространства: он первый захочет ставить на огромных сценах стадионов и первый поймет, что балет может существовать в таких размерах. Здесь в «Весне священной» это проявляется впервые; в финале мужчины и женщины воссоединяются, и, конечно, их друг к другу притягивает чувственное влечение. Танец и вся хореография этого спектакля невероятно свободны и изобретательны. Танцовщики одеты в одни лишь обтягивающие комбинезоны телесного цвета – таким образом издалека их тела кажутся обнаженными. Размышляя о теме этого спектакля Бежар говорил: «Пусть эта “Весна” без прикрас станет гимном единения мужчины и женщины, неба и земли; танцем жизни и смерти, вечным, как весна…»

Премьера балета ознаменовалась безоговорочным, невероятным успехом. Бежар становится безумно популярным и модным. Его труппа меняет название на амбициозное «Балет ХХ века» (Ballet du XXe Siècle). А директор брюссельского театра Морис Гюисман предлагает постановщику и его артистам постоянный контракт…

Источник фото: http://www.danzaballetblog.com/