Бал

Вторник, 18:30;

 

Дата выпуска: 22.08.2017

«То, что я не хочу произносить словами, я могу выразить музыкой», – говорил Эдисон Денисов, автор оперы «Пена дней» по одноименному роману Бориса Виана. Композитор сам написал либретто, хотя, когда у него спрашивали: «А где же либретто?», он отвечал: «Сам роман и есть либретто – просто читайте…»

"Театр закрывается. Нас всех тошнит" (Д. Хармс)

 Премьера оперы Э. Денисова состоялась в 1986 году в Париже. После этого «Пена дней» ставилась еще трижды – в небольших немецких городах и в Перми. Одну из последних постановок  в декабре 2012 года представила Штутгартская опера. Спектакль был высоко оценен международной критикой и отмечен Дягилевской премией (2013).


Роман «Пена дней» написан в мрачной сюрреалистической эстетике. Юная и прекрасная Хлоя умирает от туберкулеза, который представлен Вианом, как цветок кувшинки, поселившийся в легких девушки. Победить его можно только при помощи другого цветка – враждебного кувшинке, способного убить ее своим запахом. Красивый и неожиданный образ болезни странным образом вызывает у читателя отвращение.

«Мистики назвали бы Бориса Виана человеком “черной луны”, – поясняет историк Алексей Пензенский. – “Черная луна” – это травестия, способность видеть абсурдное в повседневных ситуациях; понимать, что большинство наших действий есть ритуал, и один ритуал всегда можно подменить другим. Но “черная луна” нередко приводит к тому, что человек заигрывается, и ради красного словца не щадит Отца. Уязвимость души такого человека заключается в том, что в христианстве называется не чувствование святыни. Само по себе это не грех, но это слабость, которая может привести к падению человека». 

Бросая печальный взгляд в прошлое, авторы программы «Бал» размышляют о людях послевоенной Европы – веривших в безобразную пену дней больше, чем в красоту, и не страшившихся своими фантазиями поколебать гармонию мира…