Бал

Вторник, 18:30;

 

Дата выпуска: 08.11.2016

«Не уставая рвать повествований нить, / Ведет туда-сюда, не зная сам, как быть, / Запутанный рассказ о рыцарских скандалах…». Авторы программы «Бал» размышляют о неиссякаемой популярности легенды о неистовом Роланде, погружающей нас в пылкий и вдохновенный мир рыцарских романов…

Алексей Пензенский: «XVI век – это уже кризис позднеренессансного гуманизма, фактически массовый отказ от концепции грядущего “золотого века”. Это ироническое – иногда, как даже кому-то кажется, сатирическое – переосмысление странного наследия под названием рыцарский роман. Мы можем восхищаться Франсуа Рабле и упиваться Монтенем, но мы не должны забывать, что самым популярным жанром в то время были рыцарские романы – мега-бестселлеры, переводившиеся на все языки Европы. Однако в первой трети XVI века рыцарский роман пал. Некоторое время его еще продолжали читать по инерции, пока Сервантес не поставил на нем окончательный могильный камень. Но тогда – в XVI веке всё это выглядело веселее…»

Ярким примером ренессансного рыцарского романа является эпическая поэма итальянского поэта Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд».  Как замечает Д.Е.Михальчи: «Главным героем автор сделал образцового рыцаря в гуманистическом понимании, неизменного покровителя угнетенных, борца за справедливость; в его лице воплощены в преобразованном виде идеальные качества, которыми обладали герои лучших испанских романов об Амадисе Галльском».

В этом произведении под эгидой «рыцарства» находит выражение возрожденческий миф о гуманизме. Если для менталитета средневекового человека ключевым является понятие Бога, то в эпоху Ренессанса на первый план выходит идея антропоцентризма и миф о всесилии человеческого разума: безумие Роланда лишает его абсолютно всех качеств, которыми он обладал. Но когда Астольфо исцеляет друга, рыцарь становится «еще более умен и мужествен».

Другая линия романа повествует о счастливой любви молодого сарацинского воина Руджеро и христианской воительницы Брадаманты, которым предстоит стать родоначальниками феррарской герцогской династии д`Эсте.

Все эти сюжетные коллизии нашли отражение в одной из самых знаменитых опер Антонио Вивальди – «Orlando furioso». Разыскивая Анджелику, могучий рыцарь Роланд неожиданно узнает, что юная красавица, любви которой добивалось множество рыцарей, полюбила сарацинского воина Медоро. Горю и отчаянию Роланда нет предела. Он теряет рассудок и движется по миру, все сокрушая на своем пути, пока его кузен – рыцарь Астольфо не совершает полёт на Луну, где хранятся вещи, потерянные людьми на земле. Он находит и возвращает Роланду его рассудок, хранившийся в увесистом сосуде.

О том, что происходит, когда разум блокируется порывом чувств, и почему человек не желает отказываться от иллюзий – по следам «Неистового Роланда» размышляем в программе «Бал»…