Актуальная музыка

Ирина Тушинцева, Левон Акопян

Время выхода: Архив

Дата выпуска: 16.01.2013

Вот и подошел к концу первый сезон цикла программ «Актуальная музыка», в рамках которого доктор искусствоведения Левон Акопян и ведущая радио «Орфей» Ирина Тушинцева встречались с наиболее значимыми отечественными композиторами современности в области академической музыки…

Гостями в студии радио «Орфей» были: Владимир Тарнопольский, Юрий Буцко, Ефрем Подгайц, Иван Соколов, Юрий Каспаров, Владимир Мартынов, Ираида Юсупова, Дмитрий Курляндский, Владимир Николаев, Фарадж Караев и Борис Филановский.

Вместе с ними мы пытались выяснить, что же такое актуальная музыка, и применима ли данная дефиниция, когда речь идет об академическом искусстве. Немало часов было посвящено обсуждению самых насущных проблем, существующих сегодня в сфере академической композиции, и тем сложностям, с которыми сталкивается композитор академического жанра в российской действительности, а также обширному комплексу вопросов, связанных с проблемами стилистики, музыкального языка, индивидуальных творческих взглядов и пр.

В нынешней заключительной программе авторы и ведущие цикла подводят итог серии встреч с российскими композиторами, еще раз обращаясь к самым животрепещущим темам, наиболее острым высказываниям и тому главному, ради чего создавался весь этот цикл – актуальной или неактуальной, но непоколебимой в своем звучании – отечественной академической музыке XXI века.

Ирина Тушинцева: Левон, как вы думаете, почему большинство из наших авторитетных гостей так или иначе негативно высказывались в адрес словосочетания «актуальная музыка»?

Левон Акопян: Да, и это неудивительно, потому что слово «актуальность» не очень хорошо вяжется с нынешней ситуацией в области серьезной академической музыки. То ли дело было совсем недавно, еще на моей памяти – в 70-80-х годах серьезная академическая музыка была действительно чем-то актуальным. Эта музыка реально затрагивала умы и души людей, собирала полные залы, пластинки расходились мгновенно. Все мы помним шумную славу Денисова, Шнитке и Губайдулиной – наших прежних ярких авангардистов. Тогда эта музыка была необходимой людям духовной пищей. Сейчас ситуация несколько изменилась, и слово «актуальность», к большому нашему всеобщему сожалению, не очень соответствует тому, как воспринимается и функционирует эта музыка в современном культурном пространстве. Поэтому, я думаю, большинство наших гостей отнеслись к этому термину, кто с иронией, кто с явным неприятием, а кто просто с историческим спокойствием. Так или иначе – восторга или энтузиазма по этому поводу мы не заметили…»

В музыкальной части программы:

- Ф. Караев. The Moz(art) of elite, постлюдия для симфонического оркестра (1990);

- Ю. Буцко. Lacrimosa для струнного оркестра;

- Ю. Каспаров. Cимфония №4 «Notre-Dame» (2008) .

Исполняет Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашёв.