ICMA-2011. НОМИНАЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ»
Jean Sibelius: Symphonies Nos. 1-7 (complete)
Moscow Radio Symphony Orchestra, Gennady Rozhdestvensky
Melodiya 1001669
>> Диск «Мелодии» получил премию ICMA
Для нас результаты голосования в этой категории особенно отрадны – премия присуждена Геннадию Николаевичу Рождественскому за запись всех семи симфония Яна Сибелиуса, выполненную в течение 1973-74 гг. вместе с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения.
Потрясающий музыкант и дирижер, эрудит и интеллектуал, волшебник дирижерской палочки и чародей литературного пера, магнит, притягивающий к себе взоры вот уже нескольких поколений профессионалов и любителей музыки – все это великий маэстро Геннадий Николаевич Рождественский. И, конечно, завораживающий рассказчик и глубокий мыслитель о музыке.
Вот они редкие жемчужины дирижерского дневника Геннадия Рождественского о творчестве Сибелиуса:
«Несколько раз я видел Альпы из окна самолета – незабываемое зрелище! Величественная цепь горных хребтов, озаренных солнцем. Симфонический цикл Сибелиуса – одна из величайших вершин в современной музыке. Рядом с ним – Шостакович, Прокофьев, Нильсен, Воан-Уильямс…
Его ярчайшая индивидуальность притягивала к себе и находила отклик у столь разных дирижеров, как Дамрош, Мук, Тосканини, Вуд, Караян, Кусевицкий, Вайнгартнер, Ансеме, Фуртвенглер, Маазель, Орманди, Ханникайнен…»
«Поэты, вдохновившие Сибелиуса на создание прекрасных песен,— финны. Исключения — две песни на слова Шекспира и две песни на стихи Рихарда Демеля, поэта, весьма любимого Рихардом Штраусом и Арнольдом Шёнбергом. Среди финских поэтов предпочтение отдается Иоганну Людвигу Рунебергу, школьному учителю из маленького городка Борго, и Цакариасу Топелиусу, поэту, умевшему в изображение осени вплетать надежду на весну. Поэта и композитора роднит тонкая смена, а порой и совмещение полярных эмоций:
Звучит и печаль и радость В напевах финской струны, И в мерном качаньи песен — Игра зыбучей волны..»
А завершает свой экскурс в симфонии Сибелиуса Геннадий Рождетсвенский так:
«Передо мной два журнала: один — американский, «Музыкальная Америка» 1913 года, другой — русский, «Рампа и жизнь» 1916 года. В первом журнале некий У. М. Хэмистон изрекает: «Четвертая симфония Сибелиуса — ребус, ни рыба, ни мясо, ни птица, ни селедка. Музыка выглядит и звучит как неуклюжие попытки необученного любителя». Во втором журнале некий Е. Гунст, рецензируя концерт Сергея Кусевицкого, одного из лучших интерпретаторов музыки Сибелиуса, пишет: «Первая симфония, несмотря на отдельные удачные моменты, в общем оставляет тягостное впечатление и своей бесформенностью, и бледностью музыкальных мыслей, и корявостью оркестровки...»
Дорогие слушатели! Вспомните этих «оракулов», ознакомившись с симфониями Яна Сибелиуса!»