Барри Дуглас (Ирландия) – пианист, дирижер, артистический директор Клэндбойского фестиваля (Ирландия), художественный руководитель Международного фортепианного фестиваля в Манчестере. Учился в Белфастской школе музыки по специальностям фортепиано, виолончель, кларнет и орган; затем – в Королевском колледже музыки в Лондоне. После бронзовой награды на Конкурсе Вана Клиберна (1985) и золотой медали VIII Международного конкурса имени Чайковского (1986) началась международная карьера пианиста. С 1999 года – артистический директор созданного им камерного оркестра «Ирландская камерата». За музыкальные заслуги удостоен звания Командора ордена Британской Империи (2002). Пианисту посвящен документальный фильм Би-би-си «Белфастская рапсодия».

Дмитрий Ушаков: Как и многие члены жюри нынешнего конкурса, наш сегодняшний гость, пианист Барри Дуглас, был по обе стороны баррикад – участником Конкурса Чайковского и его победителем, а сейчас он состоит в составе жюри фортепианного состязания. Интересно узнать, в чем специфика каждой из этих ипостасей? Что лично для Вас проще?

Барри Дуглас: Я – концертирующий пианист, и играть на рояле – это моя работа. Огромная честь для меня то, что маэстро Гергиев пригласил меня принять участие в Конкурсе Чайковского в качестве одного из членов жюри. Поскольку я действующий пианист, мне редко приходится работать в жюри музыкальных конкурсов.

Изменился ли, на Ваш взгляд конкурс с тех пор, когда Вы сами принимали в нем участие?

Да, многое изменилось. Я был здесь очень давно – 25 лет назад, и поэтому не знаю, что происходило на последних конкурсах. Но сейчас здесь появилось больше свободы в выборе репертуара, конкурс стал более прозрачен, в жюри сидят восхитительные пианисты, крупнейшие педагоги и специалисты, мнение которых очень важно. И все мы действительно хотим найти здесь по-настоящему большие таланты.

Чего лично Вы ожидаете от конкурсантов? Что влияет на Ваши оценки в первую очередь?

Жюри – это часть публики, и, как любой слушатель, член жюри откликается на то, что его волнует и трогает. Сейчас все могут играть очень чисто, технично и быстро, но лично для меня важна эмоциональная составляющая, которая вызывала бы во мне некое переживание от прослушивания.

А в чем принципиальная разница между жюри и публикой? И почему так случается, что порой они не сходятся в своих оценках?

Все слушатели очень разные, недаром нас так много в составе жюри, и каждый из нас имеет свое мнение. То же самое и с публикой, ведь среди аудитории есть люди, которые непосредственно связаны с участниками конкурса, и это тоже оказывает влияние на их реакции. Мы – члены жюри – просто отражаем некое общее мнение.

Ощущаете ли Вы обновление Большого зала Московской консерватории, ведь совсем недавно он был отремонтирован?

Да, зал выглядит роскошно – это такое великое место с большой историей, здесь чувствуются традиции, они буквально витают в воздухе.

Господин Дуглас, я знаю, что в свое время Вы начинали осваивать игру на виолончели и кларнете? Продолжаете ли Вы эти занятия?

Я действительно люблю кларнетный и виолончельный репертуар, но сейчас у меня совсем не хватает времени на его освоение. Я постоянно выступаю с концертами, дирижирую собственным камерным оркестром «Ирландская камерата». И, должен сказать, что фортепиано навсегда останется для меня любовью №1.

Ожидаете ли Вы такой же музыкальной гибкости и любознательности от нынешних конкурсантов?

Знаете ли, если исполнитель не испытывает интереса к искусству, не только к музыке, а к любым его формам, будь то живопись, скульптура, балет или театр, он не сможет себя раскрыть как интересного музыканта. Все великие музыканты мира, как мы знаем, всецело были увлечены искусством в самых разных его проявлениях. Концентрируясь только на пианино, человек ограничивает сам себя.  

Господин Дуглас, а что Вы можете сказать о своих предпочтениях в искусстве?

Я люблю ходить по художественным галереям, я фанат оперы…

Какие оперы Ваши любимые?

Я люблю все оперы. По большому счету, меня завораживают любые проявления художественной экспрессии, и неважно будет это литература, живопись или театр…

Помните ли Вы свои самые первые впечатления от Москвы?

Я был совершенно обескуражен…

Господин Дуглас, какие пожелания и наставления Вы бы дали напоследок участникам нынешнего конкурса – и тем, кто уже отыграл, и тем, кому еще предстоит выйти на сцену Большого зала консерватории?

Я говорю это не как член жюри, а как музыкант. Мы все очень верим в этих потрясающих молодых пианистов, мы все желаем им только самого лучшего! Это такой высокий стандарт, это такие блистательные музыканты, и наблюдать их на сцене – настоящее наслаждение для жюри!..

Беседовал Дмитрий Ушаков

Вернуться к списку новостей