Густав Ривиниус (Германия) – получил мировую известность после победы на IX конкурсе Чайковского в 1990 году. Выступает с сольными программами и с оркестрами, а также как исполнитель камерной музыки. Вместе с Эни Кавафиан (скрипка) и Барбарой Вестфаль (альт) в 1997 году образовал Trio da Salò. Выступал во многих странах Европы, в престижных концертных залах Монреаля, Торонто, Сиэтла, Лос-Анджелеса, Питтсбурга, Сент-Луиса и Нью-Йорка. Лауреат Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже, Международного конкурса ARD в Мюнхене, награжден премией им. Мендельсона в Берлине.

Елена Панфилова: Скажите маэстро, что труднее играть на конкурсе или судить конкурс?

Густав Ривиниус: Это довольно простой вопрос. Конечно, когда ты приезжаешь судить, это довольно трудно, но все же это легче, чем, когда ты многие годы готовишь какую-то программу для того, чтобы сыграть ее на конкурсе. Безусловно, быть судьей проще.

Тяжело ли Вам дался выбор тех музыкантов, кто будет участвовать в финале?

Были определенные трудности. Но это конкурс, и мы должны ставить оценки. Иногда бывает трудно решить поставить 12 или 13 баллов, но нас там десять человек, и в любом случае все решает общая сумма.

Можете ли Вы назвать имена тех музыкантов, с которыми Вам было жаль расставаться?

К сожалению, я не могу сейчас говорить о конкретных участниках. Но я могу сказать определенно, что уровень исполнителей очень высок.

Как Вы считаете, насколько сегодня актуально понятие «школы»?

Я думаю, что сегодня не так актуально говорить о виолончельных школах, поскольку происходит процесс глобализации: все ездят на мастер-классы, есть Internet, есть YouTube, все слушают компакт-диски, поэтому сейчас это не так важно.

Насколько, на Ваш взгляд, отличается новое поколение музыкантов Конкурса Чайковского по сравнению с теми временами, когда Вы сами принимали в нем участие?

Я думаю, что большой разницы нет. В любом случае, если ты принимаешь участие в конкурсе, ты должен иметь много разных навыков, не только музыкантских или технических. И в любом поколении есть хорошие музыканты, которые всем этим обладают, и лишь немногие могут занять место на конкурсе такого высокого уровня.

Что такое Конкурс Чайковского лично для Вас?

У меня очень личное отношение к Конкурсу Чайковского; в 1990-м году я здесь получил первую премию, поэтому, конечно, я всегда с большой теплотой думаю об этом конкурсе. Для меня было огромной честью приглашение стать членом жюри нынешнего конкурса.

В тот период, когда Вы получили первую премию, была ли она для Вас неожиданностью?

Нельзя сказать, что этой было совершенной неожиданностью; до этого я уже участвовал я ряде состязаний, и я знал, что у меня есть хорошие шансы пройти в финал Конкурса Чайковского и, может быть, даже получить первую премию. Но, по большому счету, я ничего не ожидал, потому что на конкурсах бывает все. Безусловно, я нервничал на первом туре, не столько, когда играл, сколько, когда ожидал результатов. Но я знал, что если мне немного повезет, то я смогу на этом конкурсе чего-то достичь.

Каково Ваше главное воспоминание от Конкурса Чайковского 1990 года?

У меня очень много воспоминаний, я тогда впервые приехал в Москву – это город совершенно другой культуры с другим языком, я никогда раньше здесь не бывал. Разумеется, размышления о тех великих именах, связанных с Конкурсом Чайковского, меня немного волновали, потому что это очень высокий уровень и огромная честь. В частности, из всех многих воспоминаний я помню, как играл финальный концерт под управлением маэстро Китаенко, но в целом за те три недели воспоминаний у меня очень и очень много.

Как часто Вы бывали с тех пор в Москве?

Честно сказать, это второй раз, когда я приехал в Москву…

Что бы Вы пожелали молодым музыкантам участникам конкурса в их трудном деле?

Здесь трудно давать какие-либо советы. Для меня очень важно, когда музыкант может показать разные стили. На всех конкурсах от нас требуют разных стилей: немного Бетховена, немного Баха, немного Брамса или какого-либо другого композитора. Так устроен любой конкурс. И, конечно, мне лично тоже нравятся музыканты, которые показывают разные стили,  а не играют всё одним звуком.

Нет ли у Вас планов выступить в ближайшее время в Москве?

Пока у меня таких планов нет, но я бы очень хотел приехать…

 

Беседовали Елена Панфилова и Дмитрий Ушаков

Вернуться к списку новостей