«Друг русской музыки» — так называли чешского маэстро Зденека Халабалу. Действительно, она русская культура всегда была в центре его творческих интересов, наряду с чешской и словацкой. 18 апреля исполняется 120 лет со дня рождения крупнейшего дирижера Чехословакии 20 века.

Он родился в небольшом городке Угерски-Градиште близ границы Чехии и Словакии и с детства впитал культуру обоих этих народов. Его родители были музыкантами, что и определило выбор профессии. В Брненской консерватории он учился у знаменитого Леоша Яначека и вскоре начинал дирижировать операми этого и других композиторов в различных музыкальных театрах страны. Одновременно Зденек принимает участие в создании Словацкой филармонии. В его репертуаре, помимо произведений признанных национальных мэтров Дворжака, Фибиха, Яначека, появляются и театральные сочинения современных молодых авторов — Новака, Фёрстера, Мартину, а также русская оперная классика — Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое влияние на него оказывает встреча с Шаляпиным, который гастролировал в Брно в начале 30-х годов, исполняя партию Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Чешский дирижер назвал русского баса одним из своих «настоящих учителей».

В последующее десятилетие, в том числе и в годы Второй мировой войны, Халабала работает в Пражском Национальном театре. Здесь, совместно с его директором Вацлавом Талихом, они ставят не только оперную классику, но и малоизвестные оперы полузабытых чешских авторов — Вомачки, Крейчи, Зелинки, Шкроупа. В послевоенный период дирижер получает признание не только на родине, но и за рубежом. Он руководит крупнейшими театрами Чехословакии — в Остраве, Брно, Братиславе, а с 1953 года до конца жизни возглавляет Национальный театр в Праге. Дирижер также много гастролирует в Югославии, Польше, ГДР, Италии, СССР. В московском Большом театре он участвует в постановках «Бориса Годунова», «Укрощения строптивой» Шебалина, «Её падчерицы» Яначека, а в Ленинграде — «Русалки» Дворжака.

Лучшие черты таланта Халабалы — глубина и тонкость, широкий размах, масштабность концепций — нашли свое отражение в оставленных им записях, среди которых не только оперы, но и симфонические сочинения. За 4 года до смерти ему присвоили звание народного артиста ЧССР. Он умер в 1962 году и похоронен на Вышеградском кладбище в Праге.

Текст: Анатолий Лысенков

Вернуться к списку новостей