Отправить свои сочинения на Всероссийский конкурс молодых композиторов можно до 31 марта. Радио «Орфей» представит работы финалистов на конкурсе Международного форума организаций эфирного вещания «International Rostrum of Composers» в номинации «Молодые композиторы». Когда-то победителями этого конкурса стали такие музыкальные легенды, как Кшиштоф Пендерецкий и Бенджамин Бриттен. «International Rostrum of Composers» пройдет в мае 2019 года в аргентинском городе Сан-Карлос-де-Барилоче. Заместитель программного директора радио «Орфей» Роман Берченко рассказал Елене Оганесян о главных принципах обоих состязаний.

Е. Оганесян: Какие работы могут претендовать на победу во Всероссийском конкурсе молодых композиторов?
Р. Берченко: Что касается жанров, то они могут быть самыми разными: от камерных до симфонических. Мы не хотели бы сковывать людей какими-то рамками. На зарубежном конкурсе, куда мы и отбираем сочинения, отдаётся предпочтение всё-таки работам симфоническим. Хотя это тоже не является общим правилом. Речь идёт, прежде всего, о талантливой музыке. Есть определённые формальные рамки, которым должен соответствовать человек, который хочет принимать участие в конкурсе. Ему должно быть менее 30 лет. Второе ограничение связано с хронометражем – не более 15 минут. Конечно, когда композитор пишет произведения, он не всегда может точно почувствовать хронометраж – но в данном случае и в этом тоже состоит профессионализм.
Наши радийные требования - совершенно особые. Не вся та музыка, которая воспринимается в концертном зале, может так же адекватно слушаться в эфире. Ведь в эфире нет визуальной стороны. Нет того гипноза, которые создают многие дирижёры, солисты, оркестранты. Человек, который был на хороших концертах, понимает, о чём я говорю. Радиоэфир в этом смысле подобен рентгеновскому снимку – он фиксирует саму музыку, без сопутствующих ей факторов и обстоятельств.

Е. Оганесян: Расскажите о членах жюри. Кто будет в судейском составе в этом году?
Р. Берченко: Очень авторитетные музыканты. Кстати, не только композиторы, как это было раньше. С нынешнего года в жюри вошли известные и опытные исполнители – в частности, Мурад Атаевич Аннамамедов – художественный руководитель и главный дирижёр Ярославского академического симфонического оркестра. Он будет проводить концерт-конкурс, программу которого составят сочинения финалистов. Екатерина Мечетина – замечательная пианистка, которая играет много современной музыки.

Е. Оганесян: Но на этом путь конкурсанта не закончится. Что ждёт победителей российского состязания?
Р. Берченко: Я для начала расскажу об одном факте, который обнаружил, когда занимался историей этого конкурса. Многие знаменитые композиторы когда-то побеждали в молодёжной номинации «International Rostrum of Composers», а затем и в основной. Например, Кшиштоф Пендерецкий и Тадэуш Берд. Это свидетельствует о том, что, выиграв молодежную номинацию, потом музыкант может достичь и мирового признания. Стоит только взглянуть на вершины, которых достигли названные мной авторы.

Форум «International Rostrum of Composers» пройдет с 14 по 18 мая в аргентинском городе Сан-Карлос-де-Барилоче. Аудиозапись сочинения победителя российского национального конкурса будет представлена на суд авторитетных экспертов – жюри «International Rostrum of Composers». А по его окончании записи десяти произведений, набравших наибольшее число баллов, разместят на сервере Европейского Вещательного Союза. Эти записи смогут в течение последующего года транслировать в своем эфире все общественные радиостанции – члены этой влиятельной организации. Так что для молодого композитора и Всероссийский конкурс, и участие в международном состязании – уникальная возможность заявить о своём таланте.

 

Вернуться к списку новостей