Партитура как проекция городской среды: 18 октября в Большом зале Московской консерватории концертом «Суррогатные города» 25-летний юбилей отметил ансамбль Студия новой музыки. Один из основателей коллектива — композитор Владимир Тарнопольский.

Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ: «Каждый студент, оканчивающий Московскую консерваторию по классу композиции, на госэкзамене своё сочинение слышит в нашем исполнении. Мы сыграли около полутора тысяч премьер за эти 25 лет. Поэтому я так скромно думаю, что всё-таки как-то мы повлияли на развитие и становление современной музыки. Сейчас совершенно новая ситуация: в России, в Москве, по крайней мере, довольно много новых ансамблей, солистов-исполнителей, которые любят современную музыку, играют её.

Сегодня диапазон того, что понимается под термином „новая музыка“, очень широкий. Есть целое направление, которое по-новому работает с гармонией. Конечно, есть так называемая шумовая музыка. Молодые композиторы очень ей увлекаются, но это не так уж ново, потому что это было в России и Италии в 20-х годах прошлого века, в конце 50-х — начале 60-х на Западе, „вчера“ это пришло в Россию. Есть шумовая музыка, где вы не услышите ни одного тона с конкретной звуковысотностью. В диапазоне между двумя этими крайностями можно проследить хроматическую шкалу. Новая музыка — это всё что угодно может быть».

Эклектичная программа юбилейного концерта Студии новой музыки прозвучала свежо и качественно: так энергия больших городов впитывается в сознание больших композиторов и высвобождается через больших исполнителей. Шесть из десяти сочинений программы стали российскими премьерами и подтвердили сыгранность, которую большой состав оркестрантов и вокалистов достиг за четверть века. В этой сыгранности существовали Нью-Йорк Чарльза Айвза, Стокгольм Дмитрия Курляндского, Москва Шостаковича и Гёббельса, а также Стамбул Владимира Тарнопольского.


Текст — Наталья Михайлова, видео — Вадим Петров.

Вернуться к списку новостей