Московский Пасхальный фестиваль в очередной раз побывал в Смоленске. Каждый приезд Народной артистки России Ларисы Гергиевой и Академии молодых оперных певцов солистов Мариинского театра – это грандиозный, яркий и запоминающийся праздник, главным украшением которого по негласной традиции становится исполнение музыки Глинки, его романсов и оперных арий.

Глинка родился на Смоленщине, в селе Новоспасском. «Новоспасское – рай земной», – говорил композитор. Это тихое, романтичное место, удаленное от больших трасс, и сегодня располагает к творчеству. Каждый приезд сюда помогает разглядеть в облике Глинки новые черты, сделать шаг к пониманию его характера, разгадке невероятной силы его музыки, простой и сложной одновременно. Заведующая Музеем-усадьбой в Новоспасском Татьяна Михайловна Чибисова трепетно рассказывает о годах, проведенных Глинкой в отчем доме, семейных традициях, жизненном укладе, радостях и горестях сельской жизни.

Вряд ли можно утверждать, что сегодня мы наблюдаем бум широкого научного интереса к творчеству Глинки. Кажется, все давно открыто, изучено, обобщено и понято. На самом деле, исследовательский потенциал этой темы неисчерпаем.

Надежда Владимировна Деверилина, известный смоленский краевед, журналист, исследователь жизни и творчества Глинки, автор нескольких книг о композиторе: «Меня подвигло заниматься Глинкой то, что тот период, когда он был на Смоленщине, с одной стороны, хорошо известен, а с другой, осталось очень много таинственного и неизвестного. Мы ещё знаем недостаточно о людях, которые окружали композитора. А значит, может быть, не до конца и понимаем, почему он стал писать музыку и именно такую музыку. Он трудно постижим. Может быть, и нашему поколению еще недоступно в полной мере понимание того, что значила эта огромная личность и большой композитор для человечества».

Любое сочинение Глинки, будь то симфоническое полотно или вокальная миниатюра, глубоко индивидуально. Сохраняя узнаваемость авторского письма, каждое его произведение непременно содержит уникальные детали, свидетельствующие о безудержной фантазии композитора. Как ни вспомнить о том, что Глинка брался за перо лишь тогда, когда музыка, фактически, уже была готова, и оставалось лишь зафиксировать ее на бумаге.

В программу выступления солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра вошли шедевры вокальной лирики Глинки: «Я помню чудное мгновенье», «Болеро», «Я здесь, Инезилья», «В крови горит огонь желанья», «Финский залив», «Песня Маргариты».

Великолепный концертный зал Смоленской филармонии, расположенный в бывшем здании Дворянского собрания, хранит память об историческом событии, случившемся 170 лет назад. 23 января 1848 года смоляне чествовали здесь своего великого земляка Михаила Ивановичу Глинку.

Напротив филармонии – первый в мире памятник Глинке, установленный на собранные всем миром средства в 1885-го году.

Есть и улица Глинки, и сад Глинки, и памятные доски, сообщающие о том, когда и при каких обстоятельствах здесь побывал Глинка. И все же, лучшая память – музыка, которая исполняется, которую знают и любят. Смоленск, где столько связано с именем Глинки, заслуживает того, чтобы глинкинская тема здесь не смолкала ни на минуту.

Сергей Александрович Черняков, начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму: «Смоленщина – родина Михаила Ивановича Глинки, и смоляне делают все, чтобы сохранить это имя, память об уникальном человеке и русском композиторе. Сегодня в Смоленской областной филармонии проходят фестивальные дни в рамках большого Московского Пасхального фестиваля, инициатором которого стал маэстро Гергиев.
Сегодняшнее пребывание Ларисы Абисаловны Гергиевой в Смоленске вместе с молодыми солистами Мариинского театра – это напоминание о том, что Глинка – величайший пласт в музыкальной культуре, музыкальной истории нашей России. Конечно же, у нас есть традиция проведения глинковских фестивалей. К сожалению, в последние годы их уровень значительно снизился. Мы хотели бы обратиться за помощью к нашим друзьям из Мариинского театра, постараться вместе с ними организовать уже на более высоком музыкальном уровне этот фестиваль и, возможно, возродить традиции проведения конкурсов».

Помимо концерта молодых солистов Мариинского театра в рамках камерной программы Московского Пасхального фестиваля состоялся вокальный мастер-класс художественного руководителя Академии, Народной артистки России Ларисы Гергиевой. Хотя ни один из участников мастер-класса не рискнул исполнить музыку Глинки, о его универсальных педагогических вокальных заветах речь заходила неоднократно.

Смоленщина исключительно богата культурным наследием, историческими памятниками, великолепными концертными и выставочными площадками. Уникальные экспонаты Художественной галереи и Музея скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, который, как и Глинка родился на Смоленщине, помогли участникам Московского Пасхального фестиваля ощутить ее особую ауру.

Оригинальные пейзажи Айвазовского и Куинджи, невероятные по выразительности деревянные скульптуры Коненкова – подлинные сокровища, жемчужины музейных коллекций, знакомство с которыми нельзя откладывать. Прекрасный повод посетить старинный Смоленск – выступление Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Концерт в рамках симфонической программы Московского Пасхального фестиваля пройдет здесь 3 мая.

 

Текст: Татьяна Цветковская

Фото: Григорий Калачьян, Надежда Деверилина, Наталия Абдразакова

 

Вернуться к списку новостей