Оперный жанр довольно широко представлен в афишах музыкальных фестивалей в нашей стране. Как правило, фестивали у нас  именные, что отличает их, к примеру, от фестивалей европейских. Так, известно, что основателем знаменитого Россиниевского оперного фестиваля – ROF, ежегодно проходящего на родине Джоаккино Россини в городе Пезаро, Италия, является маэстро Альберто Дзедда, но это нигде в афишах не значится. Исключением являются только те программы, в которых маэстро работает как художественный руководитель и дирижёр.

 

И всё-таки, с чего начинается фестиваль? Когда был задан вопрос Альберто Дзедде, как он пришёл к идее создания фестиваля, то маэстро начал свой рассказ с образования, которое он получил в Миланской консерватории. Тип образования маэстро определил как классический, строгий, что не позволило ему пройти мимо того факта, что партитуры «Севильского цирюльника» сильно разнятся в музыкальном отношении. Вот тут и возник вопрос, а как было написано у Россини? В то время Дзедда начинал свою карьеру в театре  «Ла Скала» и ему предстояло дирижировать оперой «Севильский цирюльник».

Началась кропотливая исследовательская работа с первоисточниками, а по сути это была реставрационная работа. Были и тяжбы, и судебные разбирательства. Музыкальное сообщество ополчилось против маэстро, потому как не желало переучиваться. Этот мотив в реальной жизни хорошо известен. Тем не менее, Альберто Дзедда вышел победителем из этих схваток. Было принято решение издавать партитуры Россини с поправками Альберто Дзедды. Это было признание правоты исследователя. Открылся огромный пласт работы, нужной мировой культуре. Вот так начался Россиниевский оперный фестиваль – ROF, который в августе этого года прошёл уже в тридцать седьмой раз.

Что представляет собою ROFв наши дни? Можно сказать, не погрешив против истины, что это целая индустрия, работающая постоянно в достаточно напряжённом режиме. С годами выработалась и используется схема, по которой в августе месяце даются представления опер и серии концертов. Так было и в августе этого года. В программе были заявлены три оперы: «Дева озера», «Турок в Италии» и «Кир в Вавилоне».

 

Главная заповедь ROF - возрождать на оперных сценах малоизвестные, забытые, редко ставящиеся оперы великого Джоаккино Россини. С этой позиции понятно обращение к опере «Кир в Вавилоне». Впервые опера была представлена публике в 1812 году и успеха не имела. Действие в опере происходит в VI веке до н.э..  И вот теперь, в нашем XXI веке, можно ли представить это оперное действо так, чтобы был успех? Оказывается, можно и, заметьте, без пресловутых приёмов упрощения. Режиссёр-постановщик занял позицию зрителя, углубляющегося в замысловатые перипетии древнего сюжета, сидя в кинотеатре. На экране разворачивается действие в  чёрно-белом варианте со всеми особенностями эпохи начала кинематографа. Действие с экрана перетекает, перемещается на сцену, где в левом углу расположились зрители, как это бывает в обычном кинотеатре, а персонажи оперы появляются на сцене.

И тут наступает царство музыки, голосов, актёрской игры. А уж в этом пространстве есть место, где  развернуться, показать себя во всём блеске своего мастерства высококлассным исполнителям. Перед зрителями предстали Антонино Сиракуза – Балдасаре, Эва Подлесь – Кир, Притти Йенде – Амира, Изабелла Гауди - Аржене, Олег Цыбулько – Замбри, Алесандро Лучано – Арбаче, Дмитрий Пхаладзе – Даниелло. Как видим, и наши исполнители приняли участие в этой постановке. Состав превосходный как в вокальном отношении, так и с позиций артистизма. В спектакле многие моменты сюжетной линии были переданы с юмором, что способствовало особой лёгкости в восприятии публикой довольно замысловатого сюжета.

Оформление спектакля, видео-дизайн, костюмы выполнены с таким изыском, как могут это сделать, наверное, только итальянцы. По всему видно, что достигнуто это не за счёт безумных денежных вложений, а благодаря творческой мысли и выбранной концепции в постановке.

 

Исполнители вокальных партий практически все знаменитости, звёзды, известные как россиниевские певцы. Участвовать в спектаклях в Пезаро почитают за честь. В двух других спектаклях, «Дева Озера» и «Турок в Италии», в этом сезоне, к примеру,  исполняли главные партии Хуан Диего Флорес и Ольга Перетятько, оперные звёзды первой величины. Все составы опер отличались очень высоким уровнем профессионализма, что служило гарантией успеха программы фестиваля.

Постановки спектаклей из Пезаро перемещаются в другие европейские театры. Кроме того, оперы исполняются на знаменитых мировых сценах в концертном варианте. Так, существует добрая традиция приглашать маэстро Альберто Дзедду участвовать в программе ежегодного фестиваля Михаила Плетнёва. В сентябре этого года была исполнена на сцене КЗЧ опера Дж. Россини «Эрмиона». Дирижировал оркестром РНО Альберто Дзедда. Это было яркое событие в музыкальной жизни Москвы.

Следует заметить, что ROF проходит под патронатом президента Италии и расценивается как национальное достояние. Наступит ли у нас, в России, действительное понимание мирового значения нашей культуры и, может, тогда объединятся творческие силы для создания общенационального оперного фестиваля? Придёт ли такой день?

 

Людмила Краснова

/фото rossinioperafestival.it/

Вернуться к списку новостей