На излете концертного сезона в Большом зале Московской консерватории состоялось выступление Евразийского студенческого симфонического оркестра Казахского национального университета искусств (КазНУИ) Астаны под управлением Айдара Торыбаева.

В концерте, организованном при участии Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, приняли участие лауреат международных конкурсов, пианист и композитор Рахат-Би Абдысагин, ректор КазНУИ, народная артистка Казахской республики скрипачка Айман Мусахаджаева, а также преподаватели и студенты этого вуза.

Их отчетный концерт стал своего рода приношением к 150-летнему юбилею Московской консерватории, празднуемому в нынешнем году. Такое посвящение, свидетельствующее о дружбе двух ведущих музыкальных вузов России и Казахстана, вполне закономерно: многие профессора КазНУИ являются выпускниками Московской консерватории. Непосредственным олицетворением связи русской и казахской культур является Айман Мусахаджаева, — выпускница Республиканской специальной музыкальной школы им. Куляш Байсеитовой в Алма-Ате и МГК им. П.И. Чайковского по классу народного артиста России профессора Валерия Климова (ученика легендарных П.С. Столярского и Д.Ф. Ойстраха).

Состав обоих отделений концерта воспринимался как символическое воплощение идеи единства Азии и Европы. Это единство передавалось, прежде всего, сопоставлением произведений казахских композиторов конца ХХ — начала XXI века Тлеса Кажгалиева, Рахата-Би Абдысагина и Алкуата Казакбаева с шедеврами западноевропейской и русской музыки — Второй симфонией К. М. фон Вебера и Концертом для скрипки с оркестром № 1 С. С. Прокофьева.

В произведениях композиторов из Казахстана (ранее не известных рецензенту) можно было расслышать отголоски знакомой музыки. Открывавший концерт эффектный «Кыз куу» из балетной сюиты «Степная легенда» Кажгалиева ассоциировался со стилем Арама Хачатуряна. Отметим в этой, как и в последующих пьесах программы, массивное, акцентированное звучание меди во всех располагающих этому эпизодах. При прослушивании же патетического «The Will to Live» для фортепиано с оркестром молодого композитора Рахат-Би Абдысагина в памяти всплывали начальные темы Второго и Третьего концертов Сергея Рахманинова – здесь стоит подчеркнуть блестящую пианистическую технику автора, явившегося и исполнителем своей пьесы.

Сопоставление казахской и европейской музыки само по себе должно было продемонстрировать «лицо» Казахского национального университета искусств одновременно как ярко национального и высококультурного в общеевропейском смысле. И цель эта была достигнута, — в первую очередь, благодаря профессионализму всех без исключения участвовавших в концерте исполнителей. Ответственная, тщательная подготовка к концерту ощущалась буквально во всем, — от почти идеальной координации звучания оркестра с разнообразными солистами, выверенности баланса необычных микстовых сочетаний тембров экзотических народных инструментов (домбр, кобызов, жетыгенов и других) до замечательной синхронности вступлений и переходов от одного соло к другому в ансамбле маленьких скрипачей, завершавшем концерт. Большая заслуга в достижении этой слаженности принадлежала опытному и энергичному дирижеру Айдару Торыбаеву. Отметим удачный выбор для окончания первого отделения редко исполняемой Второй симфонии Вебера, своего рода «Концертной симфонии» («Sinfonia Concertante»). Изобилие выразительных соло в каждой ее части, позволило выступить в качестве солистов многим оркестрантам: особенно запомнились солисты группы деревянных духовых в первой части и альт с валторнами во второй.

В завершении рецензии отметим прекрасную профессиональную форму ректора КазНУИ Айман Мусахаджаевой, исполнившей сольную партию в Первом скрипичном концерте Прокофьева. Ее соло прозвучало энергично и собранно, по эмоциональному наполнению — скорее сдержанно, чем экспрессивно, по балансу с оркестром — чаще внутри оркестровой ткани, чем возвышаясь над ней, но в любом случае — достойно. Замечательно, что, несмотря на массу административной нагрузки, руководитель вуза находит время и силы для служения своей основной профессии — музыканта.

 

Олеся БОБРИК, для «Новости музыки NEWSmuz.com»

Оригинал статьи

Вернуться к списку новостей