В рамках XXIV музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» на сцене Мариинского театра была представлена опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского с участием знаменитого русского тенора Дмитрия Корчака в партии Ленского. За дирижёрским пультом в этот вечер был Заурбек Гугкаев. Состав исполнителей в лице Юлии Маточкиной – Ольга, Марии Баянкиной – Татьяна, Романа Бурденко – Онегин, Светланы Волковой – Ларина обещал интересное прочтение популярного шедевра.

 

Тон был задан с первых звуков дуэта Татьяны и Ольги « Слыхали ль вы…» . Редко можно услышать такие прекрасные голоса в таком гармоническом взаимодействии. Голос Татьяны, красивое, сильное, свободно льющееся сопрано в соединении с роскошным, глубокого, бархатного тембра меццо-сопрано Ольги – это ли не вокальное пиршество, достойное великой сцены?

Атмосфера праздничного умиротворения, гармонии с окружающей природой была продолжена хором крестьян, завершивших работы в полях. Символом единения крестьян и хозяев стал принесённый барыне разукрашенный по старинному обычаю сноп. Праздничное настроение было усилено появлением нежданных гостей, поэта Ленского (Дмитрий Корчак) и его друга, Онегина (Роман Бурденко). Это внесло некоторую сумятицу в дом Лариной.

Первая фраза Ленского «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля. Рекомендую вам: Онегин, мой сосед!», посланная в зал без форсирования, мягко и осторожно, открыла необычайной красоты тембр, который музыкальные критики называют струящимся, мерцающим, серебристым. И они правы! А с каким жестом, с каким поклоном подходит Ленский к ручке хозяйки дома, Лариной? Уж это, истинно, благородный человек, недавно вернувшийся из Европы. Манеры выдают. Верим!

Признание в любви поэта Ленского юной Ольге прозвучало очень искренне, радостно и светло. Предвкушение счастья было в беззаботности и игривости Ольги. Ленский – Корчак в этом действе был подкупающе свободен и естественен, что убеждало зрителей в достоверности, подлинности происходящего на сцене.

 

Знаменитая сцена письма Татьяны была исполнена сопрано Марией Баянкиной на одном дыхании, захватив зал с первой ноты и не отпуская зрителя до конца исповеди юной девы. Это, безусловно, большой творческий успех певицы.

Объяснение Онегина и Татьяны в саду на фоне движущихся чёрных облаков и чёрных изломов оголённых ветвей деревьев произвело гнетущее, мрачное впечатление. Онегин в исполнении Романа Бурденко был в этой сцене достаточно статичен в плане сценического движения, что усиливало эффект трагичности и безысходности происходящего. В вокальном отношении музыкальный текст был воспроизведён певцом блестяще.

Трагический пафос происходящего действия на сцене нарастал и во время бала в доме Лариных. Жалкой и несуразной выглядела сцена куплетов француза Трике, усиливая впечатление от бала как от бессмысленной кутерьмы. В хаосе бала возникают вопросы Ленского, требующие незамедлительного ответа. Как случилось, что был друг, а теперь друг его предал? Простая фраза «Ах, Ольга, ты меня не любишь» открывает бездну, которая разделяет юного поэта и его возлюбленную. Была ангел, а теперь - коварна и зла. Разрыв, разъединение с миром нарастает. Все эти темы прозвучали в ариозо Ленского «В Вашем доме…» А уж как Ленский сцепился не на шутку с Онегиным! Ясно, что дуэль приближается с суровой, смертельной неотвратимостью. И с Ольгой Ленский прощается навек.

С кем выходит на смертельный поединок Ленский? Враг его - всемирное зло в лице того, кто презирал вдохновенье, кто не верил любви, свободе, кто на жизнь насмешливо глядел, если приводить слова А. Пушкина. Удивительно, как органично сочетается в Ленском в исполнении Дмитрия Корчака то, что заложено в содержание романа в стихах поэтом и передано музыкой великого композитора. Это уже не бытовой конфликт с летальным исходом для неосмотрительного поэта. Планка поднята очень высоко!

 

И вот поединок. Прощание с жизнью, с мечтами, с красотой окружающего мира звучит в арии Ленского с пронзительной печалью, с предчувствием неизбежного конца. Примирение невозможно. Пистолеты подняты. Онегин равнодушно сразил поэта. Ленский падает, но настолько правдоподобно, что это невозможно видеть без содрогания. Уж очень натуралистично воспроизведено! Онегин остался стоять неподвижно. Зал встретил эту сцену оглушительной, длительной овацией!

Бал в Петербурге проходит в декорациях мрачных колонн. Пары механистично передвигаются под звуки прекрасной музыки. Опять вокруг мрак. Даже ария генерала Гремина, супруга Татьяны, не прибавляет света, тепла в этом действии. Объяснение Онегина с Татьяной, его любовное признание происходит на узкой полоске сцены на фоне чёрного занавеса. Да, такая сценография явно снижает эмоциональный эффект трагического конца в опере.

Спектакль прошёл с огромным успехом. Постановка была почти классическая. Особенно порадовал зрителей тенор Дмитрий Корчак, имевший оглушительный успех у публики, долго благодарившей его аплодисментами и одарившей певца снопами шикарных цветов.

 

Людмила Краснова

/фото facebook.com/mariinsky.theatre/

Вернуться к списку новостей