В самом начале лета Владимир Юровский представит очередной цикл просветительских концертов, завоевавший огромный интерес публики. В этом году творческие интересы маэстро будут обращены к музыке Прокофьева и Шостаковича. 2016 год — юбилейный для обоих композиторов: музыкальный мир отмечает 125-летие со дня рождения Прокофьева и 110-летие со дня рождения Шостаковича. Новаторский подход Юровского к формированию программ цикла отразится в выборе произведений — публике выпадет уникальная возможность услышать редко исполняемые произведения знаменитых композиторов.

Программа первого летнего абонемента откроется 4 июня сочинениями для театра. В 1935 году Прокофьев создал музыку к спектаклю «Египетские ночи» Московского камерного театра. В своей автобиографии, композитор отмечал, что это была курьёзная затея «соединить “Цезаря и Клеопатру” Бернарда Шоу, где описывалась юность Клеопатры, с «Антонием и Клеопатрой» Шекспира, где шла речь о конце её жизни, поместив в середине монолог из “Египетских ночей” Пушкина…». В содружестве с маэстро Юровским и Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова выступят блистательные артисты — Чулпан Хаматова и Максим Суханов. Чулпан Хаматова неоднократно принимала участие в исполнении «Египетских ночей» и рассказывала о роли актёра в этой симфонической партитуре, а также о своём уникальном опыте: «Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку… Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, потому что главное в этом произведении — гениальная музыка Прокофьева. А голос просто в неё вписывается».

В 1932 году Шостакович создал музыку к спектаклю «Гамлет» Московского театра имени Евгения Вахтангова. Постановка Николая Акимова была поистине революционна: режиссёр превратил шекспировскую трагедию в комедию, но комедию жёсткую, умную, острую, сатирическую, эксцентричную; и музыка Шостаковича как нельзя лучше отражала новаторский подход к шекспировской драматургии. Николай Акимов вспоминал: «В «Гамлете» я увидел прежде всего пьесу интриги, пьесу напряжённого действия, пьесу, в которой борьба действующих лиц переходит непрерывно из картины в картину, пьесу, которая сродни всем прочим произведениям Шекспира, обычно аттестуемым как жизнерадостные и полнокровные. Это была пьеса, вполне отвечавшая требованиям, предъявляемым нами к классикам, и притом абсолютно непохожая на спектакли её, которые я видел до тех пор в театрах».

Программа концерта 5 июня будет посвящена музыке кино. В 1929 году Шостакович работал над партитурой к кинофильму «Новый Вавилон». Со времени демонстрации фильма рукопись и оркестровые голоса хранились в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки и Государственной библиотеке имени Ленина. На основании этих материалов в 1976 году Геннадий Рождественский составил сюиту из музыки к фильму. Дирижёр писал: «Ко времени создания "Нового Вавилона" композитор был уже известным мастером, автором двух симфоний и оперы "Нос", поэтому неудивительно, что в музыке к фильму он вновь продемонстрировал неповторимость своего гения. Поражало мощное, насыщенное звучание чрезвычайно скромной по составу партитуры, особая "терпкость" интонационного строя, исключительная театральность, киногеничность музыки, её яркость, блеск шостаковичского юмора».

6 июня, в заключительной программе цикла, филармоническую публику ожидает мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Король Лир», написанной композитором 15 лет назад. К участию в исполнении оперы маэстро Юровский привлёк блистательный ансамбль солистов. Постановку концертной версии осуществит главный режиссёр Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Михаил Кисляров.

 

/фото meloman.ru/

Вернуться к списку новостей