125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева Международный фестиваль балета DANCE OPEN в рамках off-программы XV юбилейного сезона посвящает выставку «Сергей Прокофьев. Гимн Любви». Открытие выставки состоится 15 апреля в фойе Новой сцены Александринского театра.
Центральный сюжет экспозиции – главный балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», история его создания и поистине драматическая судьба. Документальные свидетельства её поворота – от клейма «нетанцевальности», которое скептики пытались поставить на музыку мастера, до триумфального шествия балета по лучшим сценическим площадкам мира – сегодня представляют неоспоримую ценность и бережно хранятся в фондах Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина.
Уникальную экспозицию артефактов истории дополнят предоставленные костюмерным цехом Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского живые немузейные костюмы – роскошные ренессансные одежды, в которых в наши дни вновь и вновь погружаются в океан любви и умирают на сцене Ромео и Джульетта.
История музыки к «Ромео и Джульетте» с самого начала была окружена сюжетами непостижимыми и загадочными. Мало кто знает, что на создание головоломной музыкальной конструкции Прокофьева вдохновила игра в шахматы. Партия длиною в лето, которая была разыграна на 12-ти придвинутых друг к другу досках, могла бы войти в мировую шахматную историю. Но не вошла, потому что фиксировать драгоценные ходы было некому. Композитор играл сам с собой, и рождавшаяся в процессе игры музыка была его самой красноречивой, самой безоговорочной победой. В сентябре 1935 года работа была закончена.
Сценическая судьба балета богата событиями, его ставили разные хореографы, в театрах, расположенных по всему свету. И потому так много в экспозиции афиш и постеров спектаклей.
Шекспировская драматургия, облаченная в новаторскую музыкальную форму, позволила многим звездам засверкать ярче, по-новому раскрыть свой талант, свою актерскую индивидуальность. В результате выставка представляет целую галерею портретов легендарных Джульетт разных лет: и Улановой, и Фонтейн, и Плисецкой.
Шекспировские страсти не так уж часто удается принести на балетную сцену, а потому произведение открывало редкий простор для творчества художников – сценографов, которые с воодушевлением хватались за возможность создания действительно вкусных декораций. Сегодня мы можем увидеть их эскизы и представить себе спектакли прошлого.
/фото danceopen.com, gctm.ru/