1 апреля 1866 года родился итальянский композитор, пианист, дирижер и музыкальный педагог Ферруччо Бузони.

Его отец был кларнетистом, мать — пианисткой. Ферруччо был музыкантом-вундеркиндом, его первое концертное выступление в ансамбле с родителями состоялось в семилетнем возрасте. Спустя несколько лет он был представлен в Вене Листу, Брамсу и Антону Рубинштейну. 12-летний Бузони некоторое время учился в Граце у Вильгельма Майера и представил здесь «Stabat Mater» собственного сочинения.

С 1888 года началась преподавательская карьера Бузони: он работал в 1888 г. в Гельсингфорсе (где занимался, в частности, с Яном Сибелиусом и встретил свою жену Герду Шёстранд), в 1890 г. в Москве (приняв в этот период участие в Первом Рубинштейновском конкурсе и получив на нём первую премию как композитор), в 1891-1894 гг. в Бостоне. Параллельно педагогической деятельности Бузони сочинял музыку и концертировал как пианист.

С 1894 года Ферруччо Бузони жил, главным образом, в Берлине. Как пианист и прежде всего как дирижёр он выступал пропагандистом новой музыки, исполняя произведения Бартока, Шёнберга, Сибелиуса (особой известностью пользовался цикл оркестровых концертов 1902-1909 гг.).

В 1907 году Бузони опубликовал небольшой трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, русский перевод опубликован в 1912 году), совершивший революцию в музыкальной мысли. В этом своём труде Бузони настаивал на том, что единственный критерий качества музыки — её «самость», несводимость ни к каким другим видам искусства (в связи с чем, в частности, отказывал в праве на существование «программной музыке»). Бузони настаивал на возвращение в музыкальную практику обильной импровизации, на отказе от традиционной гармонии и системы интервалов (привычные мажор и минор он считал бессмысленными оковами), на использовании возможностей электричества в звукоизвлечении. «Свободным родилось музыкальное искусство, и удел его — стать свободным», — утверждал Бузони в своём сочинении, оказавшем значительное влияние на самых радикальных музыкальных реформаторов 1910-20-х гг. таких, как Луиджи Руссоло и Эдгар Варез. Впрочем, в собственном творчестве Бузони не был ультрарадикальным автором, хотя поздние фортепианные сонаты в той или иной степени атональны.

В 1913 г. Бузони начал работать в Болонской консерватории, однако с началом Первой мировой войны уехал в Цюрих, отказываясь выступать на территории воюющих стран. В 1920 г. он вернулся в Берлин, вновь преподавал (одним из последних его учеников был Курт Вайль) и работал над грандиозной оперой «Доктор Фауст», которую завершил уже после его смерти Филипп Ярнах.

Ферруччо Бузони был одним из самых известных педагогов своего времени. Среди его учеников — пианисты Г. Беклемишев, А. Брайловский, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др., композиторы К. Вайль, Д. Митропулос, Н. Набоков и др.

Бузони — один из крупнейших в истории музыки пианистов, оказавший большое влияние на развитие пианистического искусства. Он сочетал мастерство импровизации с глубоким пониманием авторского замысла, его трактовки отличались самобытностью и оригинальностью. Многие, однако, считали его интерпретации излишне субъективными, что вызывало ожесточенные споры и, в частности, в 1912 и 1913 гг. во время гастролей Бузони в России, совпавших с гастролями И. Гофмана, привело к «войне» между «бузонистами» и «гофманистами». Репертуар Бузони состоял в основном из сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и Листа. Одной из вершин творчества Бузони-пианиста стал «Листовский цикл» — шесть концертов из сочинений Листа, данных в Берлине в 1911 г. 

Важной стороной музыкальной деятельности Бузони были его переложения различных произведений для фортепиано, среди которых особую известность приобрели переложения органных и скрипичных сочинений Баха. Консервативные критики возражали против «обработок» классики, Бузони полемизировал с ними в книгах и статьях, отстаивая принципы «молодой классичности», которые положили начало эпохе неоклассицизма в музыке ХХ века.

В память о Бузони в Больцано (Италия) с 1949 г. ежегодно проводится Международный конкурс пианистов.

 

Ферруччо Бузони в Библиотеке персон

От «малых стран» к Ферручо Бузони

 

/фото en.wikipedia.org, confederazioneperlalirica.it/

 

Вернуться к списку новостей