Современный танец  существует, как правило, в одноактном, малом, формате, и вечера современной хореографии традиционно компонуются по типу сборной солянки. Хотя иногда появляются если не концептуальные, то связанные программы, например, при Ратманском  в Большом был собран "Вечер американской хореографии", объединивший американскую хореографию от патриарха Баланчина до актуальной Твайлы Тарп.

Последняя премьера Большого «Вечер современной хореографии» не получила похожего названия, но составлена по такому же типу: из одноактников именитых голландских балетмейстеров - от патриарха Ван Манена до актуального тандема Лайтфут&Леон.

 

Третьим автором программы неизбежно стал Иржи Килиан, чех по национальности, голландский балетмейстер по многолетней творческой прописке и один из главных гениев современного танца. Но его балет – не премьера – он был поставлен в Большом (2011 г.), но шел на новой сцене, теперь, включенный в национальную программу,  возобновлен и перенесен на большую сцену. 

Против ожидания, т.к. новой хореографии обычно отводится  место на новой сцене Большого, голландскую программу представили на сцене исторической. Это не только упростило переговоры с балетмейстерами, но и стало принципиальным решением  нового менеджмента театра: обеспечило современным балетмейстерам-классикам и наиболее востребованным фигурам (в голландской балетмейстерской четверке это Лайтфут и Леон)  место на большой, престижной, сцене Большого.

Отцы и дети

Новая программа – это своего рода минипанорама современного танца Голландии с конца 70-х  ХХ века до наших дней. Отбор балетмейстеров в программу  не случаен. Все это связанные друг с другом  ключевые фигуры  на хореографическом  пространстве такой маленькой европейской страны  и такой большой на балетной карте мира, как Голландия.

Патриарх голландского балета  –  Ван Манен  -  единственный из четверки этнический фламандец, 83 года, 65 лет балетного и 60 лет балетмейстерского стажа,  более 120 работ, создатель собственного узнаваемого хореографического языка, до сих пор активен, многолетний хореограф-резидент Национального балета Нидерландов. Танцевал, руководил и ставил балеты в Нидерландском театра танца (NDT), мекке  современного танца, впрочем, меккой она стала позже, при Килиане. В программе Большого представлен опусом 2005 г. «Вариации на тему Франка  Бриджа» Бриттена. В Москве шли бриттеновские оперы, с довольно сложным музыкальным языком, в Вариациях же – более легкий для ушей, ранний Бриттен, произведение, с которого началась его международная известность,  благодарный материал для хореографии.   Даже названия отдельных вариаций попадаются  танцевальные: «Адажио», «Марш», «Классическое бурре», «Венский вальс».

Ханс Ван Манен – балетмейстер их тех, чью хореографическую фантазию будит исключительно музыка, и бриттеновские вариации дали ему насыщенную и разнообразную музыкальную основу. «Вариации» - балет, в котором распознается типичный Ван Манен, он мог бы быть поставлен как  в 2005 г., так и в 1985 или в 1965. Никакого сюжета, даже намеков на сюжет, язык тела уподобляется музыке, которую он визуализирует, лаконичная, приближенная к неоклассической, лексика,  никаких пуантов, только мягкие туфли и максимум полупальцы. Изысканная простота движений танцовщиков и кордебалетных перестроений, благодаря которой Ван Манен получил прозвище «Мондриан хореографии». Никаких декораций, только цвет и свет, на сей раз выбор для цвето-световой партитуры – это сумрак, серый, мрачнеющий задник и постепенно уходящий свет. Любимые хореографом обтягивающие, универсальные комбинезоны на всех танцовщиках вне половой принадлежности, на сей раз мерцающие  в полутьме,  бордо - для девочек, и хаки - для мальчиков, открытые руки и стопы, рельефные мышцы балетных тел. Пять пар танцовщиков, из них две ведущие, каждая из которых получила по два дуэта и по мужскому соло. Несмотря на равенство полов в балете Ван Манена, то ли из-за музыки, в которой мужественное звучание доминирует, то ли из-за замысла хореографа, давших сольные высказывания только мужчинам, то ли из-за фактурных преимуществ, которое имеет накаченное тело танцовщика перед балеринским, но  в Большом вышел балет с мужским уклоном. К сожалению, сумеречное сценографическое решение «Вариаций» сыграло против большой сцены, рассматривать хореографию в условиях тусклого освещения было бы лучше не в большом, а в более компактном зале.

Флагман голландской хореографии - Килиан – не только главное лицо голландской хореографии, но и лидер мировой хореографии  последней четверти ХХ - начала ХХI веков,  возглавлял NDT/был резидентом-хореографом в течение 34 лет, а в 2009, в возрасте немного за 60,  покинув свой пост, добровольно завершил карьеру. В программе Большого Килиан представлен признанным шедевром хореографии ХХ века «Симфонией псалмов» Стравинского. Это самый старый балет новой программы – поставлен около сорока лет назад, в 1978 году, когда балетмейстер еще недалеко отошел от неоклассической базы. Живое исполнение хоровой музыки Стравинского, сочетающей острое современное звучание и старинные духовные тексты,  сильная сторона постановки Большого, театр может себе  это позволить, тогда как чисто балетные компании довольствуются лишь записями музыки. «Симфония» - самый многолюдный балет вечера, и в нем важен ансамблевый дух исполнения – слитность вокально-музыкально-хореографического, но танцевальное решение Симфонии - не только монодия, строгая синхронность, но иногда и полифония, движения в унисон, общий ансамблевый рисунок разрывают вспышки сольных танцев, каждой из пар танцовщиков дается возможность в очередь «пропеть» сольный кусок, внести свой вклад в общую полифонию настроений и опять слиться с танцевальным хором. «Симфония псалмов» выиграла от переноса на большую сцену, прозвучала более мощно и величественно. Возможно, не только потому, что это позволило расширение сценического пространства, но и потому что сменилось большинство исполнителей,  и новое поколение танцовщиков сделало это более ярко, с желанием и пониманием.

Сердцевина программы отдана сегодняшнему дню  голландской хореографии. Его олицетворяют популярный дуэт хореографов - англичанин Пол Лайтфут  и испанка  Соль Леон, супруги, 25 лет работают вместе, с 2002 года – штатные балетмейстеры, а с 2011-2012 – художественные руководители NDT. Лайтфут и Леон -  бывшие ключевые танцовщики Нидерландского театра танца, чье становление и как артистов, и как  хореографов  прошло в родной труппе, при Килиане.  В программе Большого представлены наиболее свежим балетом из всей программы  под названием «Совсем немного вместе», 2012 г. Балет для самих хореографов необычен тем, что поставлен не для NDT , а эти хореографы ставят почти исключительно для своей труппы, а для Национального балета Нидерландов, да-да, именно для того, штатным хореографом которого долгие годы является Ван Манен. Эта труппа танцует не только модерн и контемпорари, но и классику, возможно, именно это обстоятельство и было решающим для выбора из обширного творческого портфеля Лайтфута и Леон (более 50 балетов) балета для Большого.

В прошлом сезоне NDT-1 гастролировал в Москве и привозил четыре балета их худруков,  и эти гастроли дали возможность познакомиться с их творчеством поближе и пошире. Преемники великих голландских хореографов совсем не похожи на своих предшественников, они более радикальны в лексике, предпочитают неоклассике более авангардные техники танца,  развернутым стопам - завернутые,  они бывают не музыкальными, часто  разрывая танцевальный текст резкими, нелогичными движениями или даже звуками. Это скорей не танец, а пластические этюды, их хореографическая фантазия гораздо беднее килиановской, его телесной текучести они предпочли более колкую и прерывистую экспрессию движений. Если это и дети, то радикально переоценившие опыт своих отцов. Они повернулись к театру, им недостаточно только музыки и движений, иногда кажется, что красота картинки часто важней музыки и даже движения, они приверженцы сценографического минимализма и базовых цветов - белого, серого, черного и красного. Для каждой их постановки придумывается если не сюжет, то тема, имеющая вариативное толкование, а это крючок для зрителя, которого интригуют загадки, не имеющие точных отгадок. Они создают балетные спектакли. Балет, танец для них - не абсолют, нечто абстрактное, а способ поговорить о волнующих темах, в центре их спектаклей - не только традиционные для балета любовные отношения мужчины и женщины, но и более проблемные для танцевальных трактовок отношения между разными поколениями в семье. Смесь этих компонентов - и есть творческий почерк  L&L, их ревизионизм - и есть их новое слово в современном танце.

В балете "Совсем немного вместе" творческий почерк балетмейстеров узнаваем, но есть и одна неожиданность, о которой ниже. Это история, которую можно рассказать, правда, протрактовав по-разному.  Двое главных героев (один - жесткий, резкий, экспрессивный, в черном, второй - мягкий, романтичный, в мешковато-сером, соперники?  герой в разных возрастах? герой и его альтер-эго?) вызывают дух (воспоминание) своей несостоявшейся возлюбленной, которая первоначально сопротивляется своей материализации (и даже кричит  "зачем?", "верните меня обратно"), потом, после яркого театрального бурлеска появляется в более романтическом виде и настроении,  завершая дуэт с "мягким" поцелуем, а "жесткий" остается на периферии сцены и наблюдает это. Важными персонажами балета вместе с танцовщиками становятся видеогерои - черно-белое (точнее - серое) кино с пожилой парой в возрасте 80+, которое парит над "живыми" танцовщиками и создает ностальгическое настроение (счастливая, прожившая долгую совместную жизнь антитеза ненадолго соединившейся паре? воспоминание о молодости? напоминание о краткости жизни и цене ошибок?)

Видеоинсталляция - компонент, без которой эта история теряет объем и часть смыслов. Как потерял бы балет важную часть художественности без белого треугольника груди "жесткого" или его тени на красном световом квадрате в финале - когда героиня и другой герой сливаются в поцелуе. Как потерял бы балет красоту картинки без красных панелей, образующих сужающееся пространство,  или  без белых шаровар трех "арлекинов" и белого короткого кокона  их легкомысленной "коломбины" в сцене театрального бурлеска.

Эта театральная вставка на музыку Бетховена, безбашенная и чуть скабрезная антитеза тягучей и серьезной истории любовной потери, сработанная на честной классической лексике, с жирными элементами пародии и стала главным сюрпризом от Лайтфута и Леон. Сами балетмейстеры активно комментировали свой балет, упомянув, что это балет появляется в спектакле как нечто, что отвлекает артистов от настоящей жизни, но как настоящие художники при великолепной поддержке артистов Большого сделали эту сцену такой витальной и заразительной, что хочется повторить вслед за героиней романа Сомерсета Моэма: "Вот это и есть настоящая жизнь! А здесь театр".

Русский формат

Голландская хореография прекрасно села на артистов Большого.  Возможно, помог правильный отбор  произведений в программу, язык которых далек от радикальных направлений современного танца,   за исключением части балета Лайтфута и Леон, но и на него в труппе нашлись спецы. Во всех трех балетах значительна доза неоклассического языка, привычного артистам Большого.

Большой – известнейшая балетная компания, специализирующаяся на классике и неоклассике, а в области современного танца работает эпизодически, если не сказать спорадически, хотя труппа настолько сильная, отборная, что даже при нерегулярности балетов, требующих радикальной смены языка, имеет на своем счету несколько постановочных удач и  танцовщиков со специализацией на современном танце. 

Для участия в премьере было отобрано всего несколько громких имен. Три примы: Крысанова, доказавшая свою универсальность и в этой новой работе - она стала главной героиней Лайтфута и Леон, Капцова - "коломбина" у них же, и признанная специалистка по современному балету Шипулина - солистка первой пары "Вариаций" Ван Манена. Три премьера: Родькин - партнер Шипулиной в Ван Манене,  Лантратов - "жесткий" и Чудин - главный "арлекин" у Лайтфута и Леон. Из признанных мастеров современного балета был выбран Савин ("мягкий" у Лайтфута-Леон), при этом удивило отсутствие в программе других специалистов, например, Лопатина или Меркурьева.  Известные артисты проявили себя ожидаемо и  неожиданно (Капцова) хорошо, но основная ценность программы - в успехе корифейской части труппы и открытии нескольких имен, которые обычно теряются в недрах классики.

Отлично смотрелись мальчики обоих составов "Вариаций", второй состав был не хуже первого, а открытием стал Михаил Крючков из второго состава, наибольшим сольным достижением которого до этого была французская кукла в "Щелкунчике". Он составил "мужественную" антитезу более элегантному и спокойному Артему Белякову из первой сольной пары.  Беляков вместе со своей партнершей Степановой (Янгузаровой) станцевали не хуже солистов первого состава - Родькина и Шипулиной, но пара премьеров придала своему дуэту более острый и интригующе игровой характер: первый дуэт они станцевали как флирт, а второй - как страсть.

Открытием стала и партнерша Крючкова - Анастасия Денисова, четвертый сезон в театре, также как и Михаил, в классике танцует корифейский репертуар и тоже - французская кукла в "Щелкунчике", - балерина изысканных линий, магнетической притягательности и тонкого стилистического чутья.

В "Симфонии псалмов" из ансамбля выделялись две солистки - нежная лиричка Нелли Кобахидзе и неукротимая, острая, узнаваемая  с первого движения Виктория Литвинова.

Лайтфут и Леон лично приехали поработать с труппой Большого (другие балетмейстеры ограничились ассистентами) и отобрали на свой балет единственный состав. Каждый достоин отдельного упоминания, о Лантратове, Савине и Крысановой уже упомянуто, но главной звездой того балета стал невероятный, не знающий технических преград и пластических ограничений Семен Чудин. Ему достойно аккомпанировали - Игорь Цвирко (что ожидаемо, карьера его в Большом переживает бурный расцвет) и Дмитрий Дорохов (неожиданно, его участие в проекте можно также отнести к числу открытий, который принес голландский вечер).

Учитывая актерские открытия в поистине неисчерпаемой труппе Большого театра, разнообразие, эстетическую однородность и высокое качество хореографии, премьеру "Вечера современной хореографии" стоит назвать плодотворной.

Людмила Гусева

/фото Михаила Логвинова и Елены Фетисовой/Большой театр/

Вернуться к списку новостей