В Большой театр возвращается «Каменный гость» Даргомыжского. С 11 по 13 марта на Новой сцене пройдет премьерная серия представлений оперы.

История севильского аристократа Дона Хуана Тенорио стала одним из самых востребованных театральных сюжетов. Подсчитать все его вариации, когда-либо представленные на сцене, просто невозможно! Миф о Дон Жуане стал одним из любимейших в культуре, а образ героя – знаковым и всеобъемлющим. Каждая эпоха находила в нем что-то свое. Из «озорника» он превращался в философа, из скептика – в неврастеника, из бунтаря – в пылкого влюбленного. Дон Жуан успел побывать завоевателем и декадентом, сверхчеловеком и мечтателем. Проклятый и прощенный, бросающий вызов мирозданию и раскаявшийся – этот герой стал своего рода лакмусовой бумажкой для каждой эпохи. И порой появление его обозначало новый рубеж в искусстве, а обращение к этому сюжету стало для многих авторов своеобразным манифестом.

Так получилось и с «Каменным гостем» Даргомыжского – одной из самых смелых новаторских опер второй половины XIX века. Идея «Каменного гостя» возникла у Даргомыжского в 1863 г., однако за сочинение оперы он взялся лишь три года спустя – по словам автора, его пугала необычность и смелость задачи. Работа над оперой продвигалась медленно: состояние здоровья композитора начало стремительно ухудшаться.

«Несмотря на тяжкое мое состояние, — я затянул лебединую песню... Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова. Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признаёт во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

«Каменный гость» еще во время написания вызвал большой интерес. На музыкальных вечерах кучкистов композитор регулярно знакомил друзей с новыми страницами оперы, повторяя: «Если умру, не успев дописать «Каменного гостя», пусть Кюи его досочинит, а Корсаков — оркеструет».

«Ему было известно, что он более не встанет, - писал Владимир Стасов, - он выносил невыразимые страдания от унесшей его болезни, и, однакоже, несмотря ни на что, он продолжал сочинять и слабою рукою доканчивал свою оперу, лучшее и совершеннейшее свое создание, ясно понимая все великое ее значение и торопясь, чтоб смерть его не предупредила. Эта победа духа над телом, это торжество творческого духа над самыми невыносимыми страданиями, эта беспредельная преданность делу, которым одним только и полна вся душа, — это ли еще не величие! И действительно, такие колоссальные создания, как "Каменный гость", могут исходить из головы только того, для кого создание его творческого духа — все, вся жизнь, вся любовь, все существование его».

17 января 1869 г. Даргомыжского не стало, композитор умер с раскрытой рукописью «Каменного гостя» на руках. Остались недописанными последние одиннадцать стихов первой картины. Кюи и Римский-Корсаков завершили оперу в 1870 г. А 16 февраля 1872 г. она была впервые представлена в Мариинском театре.

Вокруг оперы сразу возникла полемика: ее и отчаянно ругали, и превозносили до невероятных вершин. Слишком уж непривычным оказался «Каменный гость». Даргомыжский действительно попробовал «дело небывалое», он предложил совершенно иную модель театра – без классических оперных форм. В «Каменном госте» нет ни арий, ни дуэтов, ни ансамблей. Зато есть живая человеческая речь со всеми ее особенностями, интонациями, сменой настроений. Есть тонкий, хорошо выстроенный диалог. Есть невероятно точный психологический рисунок каждой роли. Эту камерную экспериментальную оперу можно назвать первой русской «музыкальной драмой».

Большой театр обращался к «Каменному гостю» дважды. Премьера в Большом состоялась 19 декабря 1906 г. Над спектаклем работали дирижер Вячеслав Сук, режиссер Иосиф Лапицкий и художник Константин Коровин. Спектакль шел всего три месяца и за это время был показан семь раз. Зато следующий «Каменный гость» стал для Большого театра знаковым. Постановка дирижера Марка Эрмлера и режиссера Олега Моралева (художник – Вильям Клементьев) оставалась в репертуаре более двадцати лет (с 24 декабря 1976 г. до 7 декабря 1999 г.), за это время спектакль прошел 266 раз. В нем блистали Владимир Атлантов, Алексей Масленников, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Тамара Милашкина, Галина Калинина, Маквала Касрашвили, Тамара Синявская, Галина Борисова и многие другие звезды Большого театра.

Над новой постановкой «Каменного гостя» работает молодой режиссер Дмитрий Белянушкин. Для него это уже третий спектакль в Большом (ранее он осуществил постановки спектаклей для детей – «История Кая и Герды» и «Байки о лисе, утенке и Балде»). Спектакль оформляют известные театральные художники Виктор Шилькрот и Ирэна Белоусова. Автор световой партитуры – Евгений Виноградов. За дирижерским пультом – Антон Гришанин (в Большом театре он уже осуществил постановки опер «История Кая и Герды», «Иоланта», балета «Герой нашего времени» и музыкального представления «Байки о лисе, утенке и Балде»).

 

/фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова/

Вернуться к списку новостей