20 февраля в Концертном зале Государственного мемориального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину пройдет концерт «Ангел, Демон и другие…». Программа, которую подготовил пианист и музыкальный критик Михаил Сегельман, — образ поэзии М.Ю. Лермонтова в вокальной музыке XIX — XX веков. Премьера прошла в год 200-летия со дня рождения великого русского поэта, 23 октября 2014 года в Зеркальном фойе Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова.

Музыкальный материал обширен и разнообразен: от современников поэта Александра Варламова, Александра Гурилёва, Александра Даргомыжского до авторов XX столетия Николая Мясковского, Виссариона Шебалина, Дмитрия Шостаковича, Сергея Слонимского. Наряду с известными и даже хрестоматийными («Белеет парус одинокий…» Варламова, «Мне грустно…» Даргомыжского), представлены и сочинения, редко звучащие с концертной эстрады (например, вокальная музыка примадонны XIX века Полины Виардо-Гарсиа). В программе также фрагменты театральных работ — оперы «Демон» Антона Рубинштейна, спектаклей «Маскарад» Театра имени Вахтангова с музыкой Арама Хачатуряна, «Герой нашего времени» Театра драмы и комедии на Таганке с музыкой Микаэла Таривердиева.

Михаил Сегельман: «Из всех русских поэтов Лермонтов — один из самых сложных для музыкального воплощения. Сразу после смерти Лермонтова, в середине 1840-х годов, композиторы видели в его поэзии, прежде всего, тоску, одиночество, заброшенность. Шло время, менялись стилевые ориентиры, усложнялся музыкальный язык. Вторая половина XIX и особенно XX век подарили нам немало вокальных шедевров на стихи поэта. Музыке оказались доступны не только жанровые, лирико-драматические, но философские аспекты поэзии Лермонтова. Естественно, с течением времени программа меняется, развивается, в ней появляются иные аспекты и нюансы. Например, в концерт 20 февраля 2016 года в Клину включены романсы «Любовь мертвеца» П.И. Чайковского и «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Юрия Шапорина. Но всякий раз мы стремимся представить мир поэта в том многообразии, которое возможно в рамках одного концерта».

Главные участники программы — солистка Московского театра «Геликон-опера» Марина Карпеченко и солист Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова Анджей Белецкий. Партия фортепиано и комментарий к программе — Михаил Сегельман.

 

/фото tchaikovsky-house-museum.ru/

Вернуться к списку новостей