В январе 1847 года молодая женщина умирала на бульваре де ла Маделине в Париже, ей только что исполнилось 23 года. Из окон ее квартиры, выходящей на бульвар, был виден внушительный фасад  церкви Святой Марии Магдалины.

По иронии судьбы, ее тоже звали Мари. Не получившая в детстве никакого образования, она, однако, увлекалась литературой и поэзией, училась музыке, имела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа. Она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков). Между тем, о ней отзывались, как о женщине исключительной доброты (Ференц Лист). 

Накануне события, внезапно и резко изменившего ее жизнь, она неожиданно для себя представилась Мари Дюплесси, добавив к своей фамилии частичку «дю», что свидетельствовало о дворянском происхождении; впрочем, её бабушка по материнской линии действительно была дворянкой. Мелодичное и благородное имя придало загадочности и шарма самой известной куртизанке Парижа, ставшей прообразом Александра Дюма «Дамы с камелией», и вдохновившего Верди на создание «Травиаты». 

Самая популярная опера в репертуаре любого театра, всегда идущая при полных аншлагах, правдивая история о «святой» куртизанке, пожертвовавшей своей личным счастьем, здоровьем и будущем, ради спокойствия и мира в семье возлюбленного, единственного мужчины из множества, которого она искренне полюбила, в очередной раз вернулась на сцену Королевской оперы «Ковент-Гарден». И в этот раз Виолетта – русское сопрано Екатерина Баканова, чей потрясающий богатый голос – а ее колоратура и трели – безукоризненны, прекрасное исполнение, позволившее ей найти тонкую грань между мирской мудростью и невинной наивностью, что чрезвычайно важно, как для самой истории, так и для развития характера главной героини, принесли ей внушительные овации. Два года назад Екатерина Баканова буквально ворвалась в Королевскую оперу с дебютом, не на запланированной премьеру в роли Мюзеты в «Богеме», а придя на выручку Сони Йончевой. Она заменила ее в роли Виолетты буквально за несколько дней до спектакля. И это было триумфальное вторжение русской сопрано в лондонский оперный мир! 

История этой постановки «Травиаты» Ричарда Эйра, которая возвращается после премьеры в 1994 году уже в четырнадцатый раз, и последние несколько лет (с легкой руки бывшего музыкального директора Каспера Хольтена) – каждый год, по несколько заходов, каждый из которых включает в себя несколько представлений, в данном случае – пять! – как видно, весьма продолжительна.  Легко понять, почему это происходит.  Опера, со сложными житейскими и эмоциональными перипетиями, сюжет которой не надуман, музыка, незабываемая и великолепная, не оставляет равнодушной не только Красотку из одноименного фильма, но и практически каждого зрителя в зале в течение прошедших 164 лет. Прослезиться, слушая эту оперу, действительно легко! 

Постановка не выглядит старомодной, ее отличают интересные и богатые костюмы и стильные декорации. В этот раз дизайнер по свету Джин Калман, полагаю с помощью освещения, изменил окраску фешенебельных апартаментов в первом акте с бордо до рассеянного желтого. Декорации Боба Кроули по-прежнему безупречно выполняют свою функцию, но главный посыл, который мы получили от режиссёра – он подчеркивает еще и еще раз бунтарский характер этого непревзойденного шедевра Верди. 

Итальянский баритон Никола Алаймо идеально подходит для своей роли нравоучительного и контролирующего отца. Его устойчивый голос способен обрабатывать различные эмоциональные состояния персонажа, от сердитых и ханжеских утешений до искреннего раскаяния и принятия «заблудшей дочери». Бразильский певец Аталла Аян, обладатель приятного, яркого, интригующего тенора, весьма хорош как Альфред.  Счастливо наивный, униженный отцом, демонстративно и с апломбом возвращающий выигранные у барона деньги Виолетте за оплаченное ею же счастливое совместное проживание. 

Второстепенные роли исполняли Джереми Уайт (Маркиз), Ангела Симкина (Флора), в роли беззаветной сиделки Аннины – Сара Принг, Барон - Дьюл Нейджи.  

Один спектакль, воскресный, дирижировал британский музыкант, состоящий в штате Королевской оперы, ранее на этой же сцене проведший «Электру» и «Свадьбу Фигаро» Кристофер Уиллис.  С сожалением пишу о том, музыка не захватывала так, как доводилось мне слышать раньше – в лучших интерпретациях «Травиаты». 

Людмила Яблокова

Фото:  roh.org.uk

 

Вернуться к списку новостей