Один из оперных претендентов на «Золотую маску» - спектакль «Доктор Гааз», поставленный в прошлом сезоне столичным «Геликоном». Исполнение этой оперы в рамках фестиваля посвятили Доктору Лизе, отдавшей свою жизнь помощи бездомным, тяжело больным, пенсионерам и безвременно погибшей в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 года.

Виталий Фомин в роли молодого доктора Гааза. Фото - Антон Дубровский

К истории о немецком докторе, целиком посвятившем себя борьбе за улучшение жизни российских заключенных и потратившем на это все свои сбережения, обратились молодой композитор Алексей Сергунин и маститая писательница Людмила Улицкая, впервые попробовавшая себя в роли оперного либреттиста. У творческого тандема получилась очень лаконичная, точно выверенная часовая партитура, состоящая из 11 эпизодов, которые повествуют о жизни Фридриха Иосифа Гааза (в русском варианте – Федора Петровича), начиная от его переезда в Россию и заканчивая смертью. Сочинение выходит далеко за временные рамки, ограниченные жизнью главного героя (конец XVIII – первая половина XIX века), что соответствует эстетике постмодернизма. Это подчеркивается музыкальным жанровым многообразием: здесь есть место и плачам, и витиеватому барочному колориту, и сиротским песням, и эстрадным ритмам, и духовным песнопениям, и року, и даже апелляции к популярному во времена оттепели студенческому хиту под гитару «Товарищ Сталин, вы большой ученый». Впечатление усиливает намеренный отказ авторов от классической номерной структуры с развернутыми ариями и ансамблями. Каждый эпизод становится точным живописным штрихом на холсте общего линейного повествования.

«Доктор Гааз» - это опера-коллаж, опера-мозайка, построенная на каркасе изменений, происходящих с течением времени в личности ее главного героя. Здесь много массовых сцен, но это не дань традиции или претензия на масштабность, а необходимость, без которой убедительного повествования не получилось бы. Одна из особенностей спектакля - то, что его поставили в Белоколонном зале княгини Шаховской, в камерном пространстве которого можно представить себе, в лучшем случае, полуконцертное оперное исполнение. Тем не менее, режиссерской команде (постановщик Денис Азаров, сценограф Дмитрий Горбас , художник по свету Денис Енюков) «Доктора Гааза» удалось создать полноценный спектакль с динамичными переключениями мест и времени действия. В связи с этим в сценографии стоит отметить два выигрышных хода: сооруженный вокруг оркестровой ямы подиум, по которому тащатся замученные каторжане, хромают израненные солдаты и дефилируют высокомерная знать, брезгливо бросая мелочь; и мобильный задник сцены, позволяющий быстро преобразовывать и изменять пространство по ходу сюжета.

Лидия Светозарова в роли Гретхен, сестры доктора Гааза. Фото - Антон Дубровский

В опере два Гааза: молодой (Виталий Фомин) и старый (Михаил Давыдов), которые создают объемный и драматичный образ «святого доктора», к финалу все больше и больше напоминающего юродивого. Герой раскрывается и через взаимодействия со вспомогательными персонажами: губернатором (Дмитрий Овчинников), митрополитом (Александр Киселев), графиней (Александра Ковалевич). У доктора Гааза есть сестра Гретхен (Лидия Светозарова), тоскующая по своему жениху и в итоге, подобно шекспировской Офелии, сходящая с ума. Рискну предположить, что создатели оперы намеренно изменили ее оригинальное имя (сестру Гааза звали Вильгельмина), чтобы создать отсылку к знаменитой героине Гете. Образ Гретхен глубоко трагичен. Это единственный женский персонаж в опере, сольные партии которого широко развернуты в общей коллажной концепции.

Оркестр под руководством Валерия Кирьянова звучит гибко и многогранно. Ему одинаково хорошо удаются и ритмичные эстрадные эпизоды, и кантилена, и острые короткие мотивы в духе Шостаковича.

Образ доктора Гааза находится вне времени и будет понятен и близок слушателю-зрителю всегда, но вряд ли найдет большое количество последователей. О докторе Гаазе написаны книги, очерки, статьи, сняты фильмы, а на его памятнике в Москве высечены слова апостола Павла «Спешите делать добро». Новый спектакль театра «Геликон-опера» стал первой оперой, посвященной этому бессребренику, и еще одной ступенькой на пути популяризации и осмысления природы добра и альтруизма.

Наталия Сергеева

Вернуться к списку новостей