Санкт-Петербургский Театр музкомедии привез на «Золотую маску» свой спектакль «Белый. Петербург», поставленный по мотивам знаменитого романа начала ХХ века. Показ прошел 4 апреля, на следующий день после трагических событий в метро Северной столицы, которые нашли отражение на сцене.

Создатели спектакля-мюзикла: режиссер Геннадий Тростянецкий, композитор Георгий Фиртич и драматург Константин Рубинский, выступивший в роли либреттиста, – обозначили его жанр как мистерию. И пусть ни роман Белого, ни происходящее на сцене не связаны с религией, в постановке присутствует один важный жанровообразующий признак – сочетание возвышенного, трагического и комического, бытового. От эпизода к эпизоду второй элемент постепенно вытесняет первый, и герои, поначалу показанные в пародийном ключе, приобретают объем и глубину едва ли не шекспировских масштабов.

Постановка кинематографична и представляет собой сценически смонтированную серию коротких эпизодов из «Петербурга», объединенных общей сюжетной линией. Быстро перемещаться из одной локации в другую без провисаний и пауз помогает декорация (сценограф Олег Головко) - серия мобильных модулей белого цвета, которые, в зависимости от места действия, располагаются в разных последовательностях и сочетаниях. Таким образом, пространство сцены то сужается, то расширяется. Декорацию раскрашивает динамичная видеопроекция (художник по свету Денис Солнцев, видеоинженер Тимофей Мокиенко), и зритель почти моментально переносится из шикарного особняка Аполлона Аполлоновича на шумный Невский или в мрачное логово террористов.

Спектакль начинается с показа событий 9 января 1905 года – разгона шествия петербургских рабочих, в результате которого погибло несколько сотен человек. Затем из зала решительным шагом движется к сцене бронзовый Петр I в лавровом венке, предупреждающий, что сейчас будет история «о Петербурге, которого не было» – искать точную сценическую передачу событий и атмосферы романа не нужно. Дальше зритель наблюдает пестрый театральный калейдоскоп из лиц, событий и настроений. В спектакле полно литературных отсылок к произведениям писателей, прочно ассоциирующихся с культурной столицей - Пушкин, Блок, Гоголь, Достоевский… Внезапно заговорившая фотография последнего еще и работает в гостинице, где остановилась жена Аблеухова. А его старший коллега, «солнце русской поэзии», предстает на сцене обиженным юродивым, у которого, по Мусоргскому, «отняли копеечку», и поет фрагмент песни «Месяц едет, котенок плачет».

Музыка спектакля насыщена цитатами. Здесь, помимо уже упомянутого Мусоргского (жизнь которого, к слову сказать, тоже крепко связана с Петербургом) звучат мотивы «Революционного» этюда Шопена, присутствует жирный намек на «Время, вперед!» Свиридова, поется «Цыпленок жаренный» и даже кипучая-могучая «Москва майская», во время исполнения которой «Великий кормчий» приветственно машет с экрана в зал. Изобилие музыкальных жанров поражает. Марши сменяются вальсами, плясовые – народными хорами, приторно сладкие любовные дуэты – революционными песнями. Все работает на то, чтобы передать пестроту городской жизни. Оркестр под руководством Андрея Алексеева легко и бодро справляется с этим жанровым многообразием, погружая зрителя-слушателя в самую пучину событий.

Удивительным образом трансформируются главные герои. Аполлон Аполлонович (Виктор Кривонос), показанный в начале властолюбивым честолюбцем, живущим в изобилии и комфорте (трое слуг ему читают утренние газеты, пока он неуклюже делает зарядку), после бала-маскарада с красным домино, поруганный и униженный, он вызывает искреннее сочувствие, которое от эпизода к эпизоду только усиливается.
Его сын Николай (Владимир Садков), изнеженный кутила и наглец в первом действии, с легкостью подписавший кровавый договор на пикнике с Лениным, Сталиным и Троцким, абсолютно не подозревает, чем ему это обернется. Когда же юноша понимает, что во имя идей партии, должен убить собственого отца, его охватывает ужас – он не готов к такому поступку.

Два женских персонажа, Софья Петровна (Оксана Крупнова) и Анна Петровна (Ольга Лозовая), очень схожи между собой – они легкомысленны, соблазнительны и себялюбивы. Такими они и остаются до самого финала. Даже дуэты примирения со своими мужьями героини поют на один и тот же текст и мелодию.

Фантасмагорическое действо стремительно несется к своей развязке. Звучащий в финале вопрос «А может, все это сон?» можно было оставить без ответа и тем самым значительно улегковесить спектакль. Но его создатели мощно и беспощадно взрывают зал. Актеры вместе со зрителями смотрят на большой экран, на котором неспешно показывается слайд-шоу, составленное из архивных репортажных кадров жутких событий ХХ века, начиная от Кровавого воскресенья и заканчивая терактом в Петербургском метро 3 апреля. В зале слышны всхлипы. От веселья и гротеска не осталось и следа. Занавес.

Наталия Сергеева

Фото: muzcomedy.ru

Вернуться к списку новостей