Первая в новом году встреча в рамках совместного проекта радиостанции «Орфей» и Сенаторского клуба Совета Федерации «Музыка в верхах» прошла 27 февраля в усадьбе Остерманов-Толстых – одной из красивейших построек XVIII века в центре столицы.     

>>>Смотреть галерею встречи>>>

Виктор Добросоцкий и Ирина Герасимова

С приветственным словом перед гостями вечера выступили генеральный директор-художественный руководитель Гостелерадиоцентра Ирина Герасимова и государственный деятель, автор радиопрограмм «Музыка в верхах» и «Меценат» Виктор Добросоцкий. Они также вручили подарки именинникам дня и прекрасным дамам в честь грядущего 8 марта. Среди почетных гостей вечера - председатель Союза композиторов РФ Рашид  Калимуллин, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Татьяна Наумова, народный артист Российской Федерации, композитор, дирижер Анатолий Кролл, генеральный директор-главный редактор Информационного агентства «InterMedia» Евгений Cафронов и другие деятели медиа, культуры и политики.

Главным гостем и ведущим вечера стал пианист и музыковед Алексей Сканави, который уже много лет успешно сочетает просветительскую и исполнительскую деятельность. Выпускник Московской консерватории, он активно пропагандирует классическую музыку, сопровождая исполнение увлекательными рассказами. Для встречи 27 февраля Алексей Сканави выбрал сложную и интересную тему, доступную для понимания, на первый взгляд, исключительно профессионалам. Он рассказал публике о символах в музыке. И не только рассказал, но и проиллюстрировал свои мысли на рояле.

Музыковед и пианист Алексей Сканави

Начал Алексей Сканави с разговора о музыкальных монограммах в творчестве Лядова, Баха, Шумана и Шостаковича, объяснив гостям, как можно в произведении спрятать свой автограф или словесное послание, даже если это произведение инструментальное. Центральной темой вечера стал рассказ о музыкально-риторических фигурах и, конечно же, о знаменитой теме креста, которая встречается во многих произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Гости узнали о том, почему Си-бемоль-минорная прелюдия и фуга из первого тома «Хорошо темперированного клавира» повествуют о шествии Христа на Голгофу, где в «Детском альбоме» Чайковского прячется церковный глас и как «Патетическая» соната Бетховена связана с небезызвестным изобретением Жозефа Гильотена.

Одна из самых популярных музыкальных тем - средневековая секвенция «Dies Irae», связанная с образами Страшного суда. Ее использовали и продолжают использовать в своих произведениях разные композиторы. Среди знаменитых имен – Лист, Берлиоз, Сен-Санс, Чайковский, Рахманинов и другие. Алексей Сканави доходчиво рассказал об этом и сыграл «Пляску смерти» из цикла «Афоризмы» Шостаковича.

Говоря о музыкальных символах, нельзя не упомянуть систему лейтмотивов Рихарда Вагнера. О ней Алексей Сканави поведал в общих чертах, а также исполнил несколько примеров и посоветовал слушателям хотя бы раз в жизни посмотреть все части тетралогии «Кольцо нибелунга».

Финал концерта ведущий посвятил теме «Моцарт и масонство», сославшись на знаменитый зингшпиль венского классика «Волшебная флейта», в котором ряд исследователей находит множество масонских символов. Но эта теория до сих пор не имеет точного научного доказательства, о чем также упомянул Сканави. Завершился концерт исполнением увертюры из «Волшебной флейты».

Радио «Орфей» и Сенаторский клуб Совета Федерации благодарят за помощь в организации вечера группу компаний «НМЖК» , представляющих серию соусов «Astoria», ООО «Блоссом», производящее концентрат молодости «Blossomsib» и Елену Викторовну Титову, директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Наталия Сергеева

>>>Смотреть галерею встречи>>>

 

Вернуться к списку новостей

Опрос

Включая радио "Орфей", Вы ожидаете, что...

Завершить Please select minimum {0} answer(s). Please select maximum {0} answer(s).

Рассылка