Концертный зал радио «Орфей» К 80-летию со дня рождения Евгения Тихоновича Райкова.

Большой театр представил новую постановку, оперы Мечислава Вайнберга «Идиот». Либретто по одноимённому роману Фёдора Достоевского написано Александром Медведевым.

Опера состоит из двух актов, десяти картин. Действие, как и в романе, начинается с возвращения князя Льва Николаевича Мышкина (Богдан Волков) в Петербург. Он долго жил в Швейцарии, проходя лечение. В поезде князь знакомится с Парфёном Рогожиным (Пётр Мигунов) и Лебедевым (Константин Шушаков).

Картины следуют одна за другой, благодаря прекрасному техническому оснащению сцены и художественному решению оформления действия оперы. Тут и снегопад, и перемещения из дома Епанчиных на вечер Настасьи Филипповны, и дом Гани Иволгина. Во втором акте оперы действие переносится в пригород Петербурга, в Павловск. В оформлении спектакля используются не только трансформеры-декорации, легко скользящие по сцене, но и кадры старой кинохроники, времён начала кинематографа. Этот художественный приём призван убедить зрителя в подлинности происходящих событий. Надо сказать, дух эпохи, привязка к историческому моменту вполне успешно переданы в спектакле. Это очень весомая работа  режиссёра-постановщика Евгения Арье и сценографа Семёна Пастуха.

В спектакле нет статичных моментов как таковых. Действие развивается динамично и это заслуга режиссёра по пластике Игоря Качаева. Каждый персонаж индивидуален благодаря пластическому решению роли. Очень уместны кино и видеокадры, выполненные видеосценографом Асей Мухиной.

Костюмы действующих лиц сочетаются с эпохой, описанной в романе Ф. Достоевского. Цветовая гамма весьма лаконична: чёрный, белый, красный цвета. Этого оказывается вполне достаточно для передачи эмоционального строя происходящего на сцене драматического действия. Прекрасная работа художника по костюмам Галины Соловьёвой!

Артисты хора и мимического ансамбля Большого театра были мастерски вписаны в ткань спектакля, создавая «живые картины»,  иллюстрирующие разные стороны тогдашней жизни. Это очень удачное режиссёрское решение.

Персонажи в спектакле «читаются» со сцены и соответствуют представлениям о них в соотнесении с текстом романа. Очень хорош был князь Мышкин в исполнении Богдана Волкова. Это, безусловно, большой успех молодого артиста. Настасья Филипповна в интерпретации Екатерины Морозовой ни на миг не давала усомниться в подлинности образа, в правде переживаний героини. Было полное доверие к трактовке характера героини в прочтении актрисы. Большой успех, замечательная работа Екатерины Морозовой как драматической артистки!

Органичность исполнителей, их соответствие характерам героев отличает практически всех артистов. Это и семейство генерала Епанчина с мамашей и тремя барышнями-дочками, это Ганя Иволгин с его  матушкой и сестрой, это и Парфён Рогожин, необузданный в своих страстях. Да, сыграно всё абсолютно достоверно и убедительно.

Дирижировал спектаклем Михал Клауза, под руководством которого музыка Вайнберга прозвучала мощно, создавая трагическое полотно спектакля, что соответствовало происходящему на сцене.

Чего явно не доставало в спектакле, так это СЛОВА Достоевского, текста его романа, который, как известно, является главной художественной ценностью этого произведения и который принадлежит мировой культуре. Известно, что текст романа имеет свою, оригинальную структуру и обладает особой силой воздействия на читателя. Так вот, этого в опере Вайнберга нет.

Тексты, которые достались исполнителям, просто чудовищные. Несмотря ни на что, исполнители с ними справились, что ещё раз подтверждает высокий уровень Большого театра.

Тогда возникает вопрос, а с чем мы, собственно, имеем дело? Зачем тогда всё это? Если учесть общую ситуацию с чтением книг, то можно предположить, что добрая половина зрителей в зале роман вообще не читала. В таком случае, покидая зал, в сознании закрепится последовательность: Вайнберг, опера «Идиот». А где же тут место великого Фёдора Достоевского, гения мировой культуры?

Если ко всему, что представлено в этой постановке, добавить звучащий текст, восстановить место автора Фёдора Достоевского, а композитора указать там, где положено, то, пожалуй, такая постановка способствовала бы идее всеобщего просвещения.

Людмила Краснова

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей

Опрос

Включая радио "Орфей", Вы ожидаете, что...

Завершить Please select minimum {0} answer(s). Please select maximum {0} answer(s).

Рассылка