Большой театр представил новую постановку, оперы Мечислава Вайнберга «Идиот». Либретто по одноимённому роману Фёдора Достоевского написано Александром Медведевым.

Опера состоит из двух актов, десяти картин. Действие, как и в романе, начинается с возвращения князя Льва Николаевича Мышкина (Богдан Волков) в Петербург. Он долго жил в Швейцарии, проходя лечение. В поезде князь знакомится с Парфёном Рогожиным (Пётр Мигунов) и Лебедевым (Константин Шушаков).

Картины следуют одна за другой, благодаря прекрасному техническому оснащению сцены и художественному решению оформления действия оперы. Тут и снегопад, и перемещения из дома Епанчиных на вечер Настасьи Филипповны, и дом Гани Иволгина. Во втором акте оперы действие переносится в пригород Петербурга, в Павловск. В оформлении спектакля используются не только трансформеры-декорации, легко скользящие по сцене, но и кадры старой кинохроники, времён начала кинематографа. Этот художественный приём призван убедить зрителя в подлинности происходящих событий. Надо сказать, дух эпохи, привязка к историческому моменту вполне успешно переданы в спектакле. Это очень весомая работа  режиссёра-постановщика Евгения Арье и сценографа Семёна Пастуха.

В спектакле нет статичных моментов как таковых. Действие развивается динамично и это заслуга режиссёра по пластике Игоря Качаева. Каждый персонаж индивидуален благодаря пластическому решению роли. Очень уместны кино и видеокадры, выполненные видеосценографом Асей Мухиной.

Костюмы действующих лиц сочетаются с эпохой, описанной в романе Ф. Достоевского. Цветовая гамма весьма лаконична: чёрный, белый, красный цвета. Этого оказывается вполне достаточно для передачи эмоционального строя происходящего на сцене драматического действия. Прекрасная работа художника по костюмам Галины Соловьёвой!

Артисты хора и мимического ансамбля Большого театра были мастерски вписаны в ткань спектакля, создавая «живые картины»,  иллюстрирующие разные стороны тогдашней жизни. Это очень удачное режиссёрское решение.

Персонажи в спектакле «читаются» со сцены и соответствуют представлениям о них в соотнесении с текстом романа. Очень хорош был князь Мышкин в исполнении Богдана Волкова. Это, безусловно, большой успех молодого артиста. Настасья Филипповна в интерпретации Екатерины Морозовой ни на миг не давала усомниться в подлинности образа, в правде переживаний героини. Было полное доверие к трактовке характера героини в прочтении актрисы. Большой успех, замечательная работа Екатерины Морозовой как драматической артистки!

Органичность исполнителей, их соответствие характерам героев отличает практически всех артистов. Это и семейство генерала Епанчина с мамашей и тремя барышнями-дочками, это Ганя Иволгин с его  матушкой и сестрой, это и Парфён Рогожин, необузданный в своих страстях. Да, сыграно всё абсолютно достоверно и убедительно.

Дирижировал спектаклем Михал Клауза, под руководством которого музыка Вайнберга прозвучала мощно, создавая трагическое полотно спектакля, что соответствовало происходящему на сцене.

Чего явно не доставало в спектакле, так это СЛОВА Достоевского, текста его романа, который, как известно, является главной художественной ценностью этого произведения и который принадлежит мировой культуре. Известно, что текст романа имеет свою, оригинальную структуру и обладает особой силой воздействия на читателя. Так вот, этого в опере Вайнберга нет.

Тексты, которые достались исполнителям, просто чудовищные. Несмотря ни на что, исполнители с ними справились, что ещё раз подтверждает высокий уровень Большого театра.

Тогда возникает вопрос, а с чем мы, собственно, имеем дело? Зачем тогда всё это? Если учесть общую ситуацию с чтением книг, то можно предположить, что добрая половина зрителей в зале роман вообще не читала. В таком случае, покидая зал, в сознании закрепится последовательность: Вайнберг, опера «Идиот». А где же тут место великого Фёдора Достоевского, гения мировой культуры?

Если ко всему, что представлено в этой постановке, добавить звучащий текст, восстановить место автора Фёдора Достоевского, а композитора указать там, где положено, то, пожалуй, такая постановка способствовала бы идее всеобщего просвещения.

Людмила Краснова

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей