30 октября в ЦМШ стартует традиционный Международный конкурс молодых музыкантов. Номинация этого года — «Фортепиано». О новых правилах состязания, о перспективах, открывающихся перед его лауреатами, мы беседуем с заслуженным артистом России, директором ЦМШ, профессором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Валерием Владимировичем Пясецким.

Валерий Владимирович, впервые работа над конкурсом началась 14 лет назад. Что стало его предпосылкой?

— Наши ребята, ученики ЦМШ, во все времена ездили по России и всему миру, участвовали в различных состязаниях, привозили массу премий и наград. Однажды мы, педагоги, задумались: «А почему бы нам у себя не устроить конкурс для юных музыкантов?» Время было непростое, начало 2000-х, но у нас все получилось, идея увенчалась успехом. Самый первый конкурс проходил еще в старом здании школы на ул. Карбышева. Сначала состязание проводилось только в номинации «Фортепиано», позже к нам присоединились струнники, а потом и исполнители на духовых инструментах. На первых порах условия проведения мероприятия были гораздо скромнее, освещалось оно не так широко, как планируется сейчас. В этом году, например, все конкурсные прослушивания будут показаны в интернете путем прямых трансляций. Любой желающий в любой точке земного шара сможет посмотреть процесс состязания в отличном качестве.

И это не единственное новшество. Было принято решение проводить конкурс в двух турах, вместо привычных трех. Почему?

— Действительно, в этом году будут только два сольных прослушивания, от тура с оркестром мы отказались. Причина довольно проста. В течение прошедших лет финалы всех состязаний сопровождал Симфонический оркестр ЦМШ. Состав коллектива часто меняется, идет постоянная ротация, что естественно, т.к. музыканты — наши ученики, которые по окончании школы покидают оркестр. На их место приходят новые исполнители. Кто-то вынужден начинать с нуля. Конкурс проводится каждый год в разных номинациях, соответственно, коллективу надо постоянно разучивать новые

программы, исходя из требований конкурса. Это огромная нагрузка для юных оркестрантов! Кроме того, на мой взгляд, двух туров вполне достаточно, чтобы показать свои возможности и таланты.

Просматривая конкурсную программу, обращаешь внимание на то, что участникам дана определенная свобода выбора…

— Да, программа нынешнего года дает участникам только необходимые ориентиры, предоставляя максимальную возможность самостоятельного выбора конкурсных произведений. На мой взгляд, подобный шаг должен помочь участникам показать свои сильные стороны, а соответственно, и увеличить шансы на победу. Тем не менее, программные требования все же существуют, например, первый тур в младшей возрастной группе предполагает исполнение двух инвенций (двух или трехголосных) или прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, одного виртуозного этюда по выбору участника и первой части классической сонаты или вариации Гайдна, Моцарта или Бетховена. Таким образом, потрудиться придется, совсем уж простой конкурсную программу не назовешь.

Какие творческие перспективы ждут лауреатов конкурса?

— Их немало. Во-первых, победители получают звания лауреатов, дипломы и денежные премии, включая Гран-при в размере 40 тысяч рублей, который суммируется с первой премией. Во-вторых, всем нашим лауреатам мы предоставляем уникальную возможность участвовать в музыкальных фестивалях, концертах и других творческих проектах, организуемых Денисом Мацуевым и Фондом Владимира Спивакова. Все необходимые договоренности и с Денисом Леонидовичем, и с Владимиром Теодоровичем нами уже достигнуты. Таким образом, наши будущие победители смогут выступить вместе с признанными музыкантами на одной сцене. Этот шанс дорогого стоит. И, конечно же, все победители конкурса получают возможность дать по два сольных концерта в залах ЦМШ, т. е. еще раз заявить о себе на сценах прославленной школы.

Вернуться к списку новостей