Новый сезон «Музыка в верхах» открыла в непривычном формате. Вечером 26 сентября гости проекта не только наслаждались музыкой, но и слушали вселенную, играли на ударной установке и рассматривали ультразвук.
Сентябрьская встреча в рамках проекта радиостанции «Орфей» и Сенаторского клуба Совета Федерации проходила в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Собравшиеся познакомились с уникальной экспозицией «Звук и Вселенная. Человек. Игра», аналогов которой, по утверждению директора музея Михаила Брызгалова, который проводил гостям вечера экскурсию, нет в мире. Выставка интерактивна и познавательна. Ее организаторы решили охватить все темы, связанные со звуком. Поэтому здесь можно услышать, как звучат мегаполисы мира, побывать в комнате с абсолютной тишиной, подслушать соседей за стенкой, познать природу музыкальных инструментов и почувствовать себя дирижером оркестра под чутким руководством Юрия Башмета. Каждый экспонат можно потрогать, а на некоторых и поиграть. Например, на барабанной установке из кастрюль и сковородок.
Гости встречи не только веселились, но и, выстраиваясь в очереди, активно занимались самопознанием: определяли свои тембры, проверяли музыкальный слух и узнавали, какой геометрической фигуре соответствует их голос.
В продолжение вечера известная российская мультиинструменталистка Олеся Ростовская знакомила собравшихся со звучанием синтезатора «АНС», терменвокса и органа.
Оптический синтезатор «АНС» был создан российским инженером Евгением Мурзиным и назван в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Чтобы представить, как звучит инструмент, нужно вспомнить звуки океана и видений главного героя фильма «Солярис». Именно при помощи «АНСа» композитор Эдуард Артемьев их создавал.
«Терменвокс – дедушка всех электромузыкальных инструментов. Он появился самым первым. По-настоящему электромузыкальных инструментов в мире всего два: это синтезатор «АНС» и терменвокс. Остальные же – электрифицированные версии своих предшественников. Электрогитара имеет предка - акустическую гитару, электроскрипка – скрипку, предок же синтезатора не рояль, а орган. И только у двух инструментов нет предшественников, но есть ряд последователей. Например, сегодня в киноиндустрии используются программы, которые работают по принципу «АНСа». Последователи терменвокса – волны Мартено и круа сонор («звучащий крест»)», - рассказывает Олеся Ростовская и иллюстрирует свое повествование игрой на терменвоксе и синтезаторе «АНС».
В завершении музыкально-познавательной части вечера мультиинструменталистка представила гостям самый старый орган в России, который принадлежал купцу Василию Хлудову. Предприниматель был страстным поклонником музыки и в 1868 году заказал для своего личного пользования салонный инструмент. Спустя почти два десятилетия, в 1886 году, Хлудов передал орган в дар Московской консерватории, в Малом зале которой он находился до конца 1950-х. На этом инструменте играли Б. Сабанеев, А. Гедике, Л. Ройзман, С. Дижур и другие музыканты. Сейчас орган находится в постоянной экспозиции Музея имени М. Глинки.
Чтобы показать то, что обычно скрыто от глаз меломанов, Олеся Ростовская принесла с собой три трубы, которые находятся внутри органа. Они были изготовлены немецким органным мастером специально для демонстрации внутреннего устройства «короля музыкальных инструментов».
Органистка подробно рассказала, какие бывают трубы, как устроены регистры, чем мануал «принципал 8 футов» отличается от «принципала 2 фута» и «принципала 16 футов». В завершении своего рассказа она сыграла несколько мелодий на органе, среди которых был отрывок из знаменитой Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха.
Наталия Сергеева
Радио «Орфей» и Сенаторский клуб Совета Федерации благодарят за помощь в организации вечера группу компаний «НМЖК» , представляющих серию соусов «Astoria», Юлию Валерьевну Евдокимову – основателя компании «Palais Royal», сеть медицинских клиник "Центр Терапии Боли" и его директора Якова Филькина и Михаила Аркадьевича Брызгалова, директора Музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки.