11 октября пространство Галереи искусств Зураба Церетели наполнилось волшебной музыкой эпохи барокко. Российская премьера камерной оперы М.А. Шарпантье «Сошествие Орфея во ад», а также исполнение музыки русского композитора Евстигнея Фомина из его знаменитой мелодрамы «Орфей и Эвридика» составили программу «Миф об Орфее», которая привлекла к себе большое внимание публики.

«Миф об Орфее» был представлен в рамках музыкального цикла «Барокко. Картины мира». Это уже вторая программа цикла, организованного многопрофильной компанией «Арт-Центр ПЛЮС». Проект - закономерный результат большой и многолетней работы «Арт-Центра» по организации исполнения и продвижения старинной музыки.

Воплотить в жизнь целый ряд уникальных музыкальных программ, составивших цикл «Барокко. Картины мира» удалось благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы и включению этого проекта в программу «Открытая сцена».

«В самом начале нашей работы по продвижению музыки барокко мы поняли, насколько она нужна и важна современному человеку, - говорит руководитель проекта, генеральный директор компании «Арт-Центр ПЛЮС» Елена Лащенко. – Все мы существуем в условиях достаточно агрессивной звуковой среды. Поэтому так важна для нас возможность прикоснуться к поистине божественной гармонии…».

Проект, в первую очередь, призван возродить почти неизвестную нашему слушателю музыку выдающихся барочных композиторов, а так же показать тесную взаимосвязь русской и европейской музыкальных культур.

Имя композитора Марка-Антуана Шарпантье было довольно быстро забыто. Можно сказать, что оно снова зазвучало в XX веке, только когда в 50-ых годах музыка из его мотета «Te Deum» была избрана гимном Евровидения. На сегодняшний день всё ещё остаются большие пробелы в биографии Шарпантье, очень мало изучено материалов.

Опера «Сошествие Орфея во ад» была известной среди современников композитора и исполнялась во дворцах придворной знати, являясь изысканным салонным произведением. Достоверен факт, что сам Шарпантье участвовал в исполнении своей оперы, исполняя партию одного из духов подземного мира. Прекрасная и трагичная история любви, в которой античный певец спускается по реке Стикс в подземное царство теней за своей возлюбленной Эвридикой, у французского композитора лишена печального финала. Исследователи расходятся во мнениях – может быть, композитор просто планировал написать еще третий акт, рассказывающий о том, как на пути из подземного царства Орфей оглянулся. Потерял Эвридику навсегда, и в итоге погиб от злобных фурий. Но, может быть, Шарпантье просто не захотел огорчать «плохим концом» свою аристократичную публику? И в финале хор поет такие знаковые слова: «Пусть навсегда останется с нами трогательное очарование этого прекрасного голоса…»

Московская премьера оперы Шарпантье была объявлена как концертное исполнение. Тем не менее, перед аудиторией предстала очень лаконичная и изысканная, но сценическая версия, автором которой выступил Сергей Балашов. Элементы действия в опере определялись лишь деталями, которые искусно были вплетены в музыкальную ткань. Эти детали были полны смысла и делали действие понятным, углубляли содержание происходящего. Изобретательно найденные приемы помогали и певцам, и слушателям погрузиться в атмосферу. Змея, от укуса которой погибает прекрасная Эвридика, пряталась в цветке. Его героиня получила из рук владыки подземного царства. О факте ее смерти свидетельствовало пепельно-серое покрывало, закрывшее и лицо, и фигуру, и мгновенно превратившее живую девушку в тень. Интересно был решен вопрос с костюмами. Да, они были концертными, но женские платья оказались решены в условно-античном ключе, а единый стиль облику персонажей придали перекликающиеся с этими условными хитонами по цветовой гамме шейные платки и цветочные бутоньерки на традиционных смокингах певцов-мужчин.

Главные партии исполнили глубоко чувствующие музыку молодые певцы Томас Баум и Елена Епихина. Оба солиста не просто продемонстрировали профессиональный артистизм и техническую виртуозность, но и прекрасное, свободное владение барочным стилем. Собственно, все артисты так же виртуозно и выразительно исполнили свои партии. Среди них: Ольга Луцив-Терновская (Дафна, Прозерпина), Антон Зараев (Плутон), Наталья Данькова (Энон), Екатерина Коломина (Аретуза), Сергей Власов (Иксион), Григорий Королев (Титий), Владимир Красов (Аполлон, Тантал).

Помимо оперы на вечере был исполнены два фрагмента мелодрамы Фомина «Орфей». Зрители услышали «Увертюру» и «Пляску фурий». Евстигней Ипатьевич Фомин является одним из крупнейших композиторов доглинкивской эпохи, а исполненная мелодрама – самое значительное его произведение, дошедшее до наших дней. В него вложены настоящие, волнующие чувства, а совершенство формы, интересная инструментовка, богатство выразительных средств делают понятным, почему Фомин заслужил негласный титул «Русского Моцарта».

Наполнял зал этой уникальной барочной музыкой консорт «Tempo Restauro» . Дирижер Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и педагог Московской консерватории, художественный руководитель консорта Мария Максимчук давно увлечена барочной музыкой. Бережно сохранив уникальное звучание первоисточника, она сумела сделать эту музыку по-настоящему живой и современной.

Уникальное культурное пространство Галереи искусств Церетели подчёркивало атмосферу вечера. Все зрители на некоторое время перенеслись в потрясающую по звучанию и исполнению историю античной любви и трагедии. И есть надежда, что отзвуки прекрасной музыки будут звучать в сердцах слушателей до тех пор, пока проект «Барокко. Картины мира» не вернётся к аудитории с новым концертом цикла. А это произойдет уже в декабре.

 Виталия Касаткина

Вернуться к списку новостей