Октябрь в Большом будет отмечен широкомасштабным фестивалем в честь Леонида Десятникова: бывший художественный руководитель театра отмечает 60-летний юбилей.

11 сентября на Новой сцене Большого была развернута фотовыставка "Сотворчество: Большой театр и Леонид Десятников", посвященная трем спектаклям театра, которые вызвала к жизни музыка Л. Десятникова (для двух она была написана специально по заказу Большого). Работа выставки продлится до 10 ноября.

«…Композитор, если он уцелел в новое время, должен стремиться прежде всего к совершенству, а не самовыражению. Говоря о совершенстве, я имею в виду всего лишь красоту и соразмерность пропорций» - Леонид Десятников.

Творчество этого композитора трудно подогнать под какие бы то ни было рамки. Его не отнесешь ни к «диссидентствующим авангардистам», ни к «советским конформистам», ни к «неофольклористам» (хотя при желании в его музыке можно обнаружить явные признаки и того, и другого, и третьего). В наше время, когда основная проблема композитора лежит в антиномии оригинальности и заимствований, автор «Детей Розенталя» - оперы о клонированных композиторах-классиках – возводит «неоригинальность» в основной творческий принцип («Чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым»). По меткому замечанию Д. Ренанского, Десятников вовсе устраняет оппозицию «свое-чужое». Однако это далеко не идентично неоклассицизму Стравинского с его демонстративным отстранением художника от своих героев (есть в этом что-то от сальериевского «Музыку я разъял как труп»). Напротив, Десятников искренно верит в выбранные цитаты и аллюзии, что не только обеспечивает слушателям спасительные звукосмысловые «маячки» в мутных потоках современной академической разноголосицы. Убежденность автора передается и публике, которая отнюдь не утеряла способности к сопереживанию и охотнее идет за «банальной» эмоцией, нежели за холодным расчетом самого совершенного интеллекта.

До недавнего времени музыкальный театр нельзя было назвать магистральным направлением композиторской деятельности Леонида Десятникова. Однако именно последнее десятилетие отмечено его тесным сотрудничеством с Большим театром. Опера «Дети Розенталя», написанная в содружестве с Владимиром Сорокиным и поставленная Эймунтасом Някрошюсом в 2005 г. на Новой сцене, стала первым за тридцать лет произведением, сочиненным по заказу Большого театра. К камерной музыке композитора обращались музыканты Большого театра в рамках концертного абонемента «Большой в малом». В 2009-10 гг. Леонид Десятников был музыкальным руководителем ГАБТ. С 2008 г. на нашей сцене идет балет на музыку «Русских сезонов». Специально для Большого театра было написано еще одно сочинение - балет «Утраченные иллюзии». Так что вполне закономерно, что именно в Большом пройдет фестиваль, посвященный 60-летнему юбилею композитора.

Фестиваль откроется торжественным концертом в Московской филармонии, а продолжится уже непосредственно на многочисленных сценических площадках Большого театра. Два балета будут показаны на Новой сцене, а в Бетховенском зале пройдет своеобразный «фестиваль в фестивале», в программу которого включена только камерная музыка.

Первый концерт – он состоится 16 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского - будет посвящен крупным вокально-симфоническим жанрам. Его программа представит палитру композиторской деятельности Десятникова 1980-90-х гг. «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина»(1983 г.) на слова Б. Шергина для солистов, фольклорного ансамбля и камерного оркестра; симфония «The Rite of winter 1949» («Зима священная 1949 года») для солистов, органа, хора и оркестра (1996 г.); «Эскизы к «Закату» (1990 г.).

17 октября - первый вечер камерной музыки Леонида Десятникова в Бетховенском зале. Первые два сочинения связаны с творчеством ленинградского поэта «андерграунда» Олега Григорьева, фактически не признанного в официальной литературе и отчасти продолжавшего линию «обэриутов». Ирония и непосредственность, своеобразная поэтизация обыденности в его стихах привлекли композитора, придавшего этому хоровому «Букету» (1982 г.) пряный музыкальный аромат. Камерная опера «Витамин роста» (1985 г.) фактически реабилитировала одноименную поэму Григорьева, вызвавшую бурю негодования у присяжных поэтов «советского детства». Опера была написана «под заказ», в расчете на детское восприятие и скромный исполнительский состав с аккомпанементом фортепиано. Автор посвятил ее композитору и пианисту Михаилу Коллонтаю.

Кульминацией концерта станет вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (1989 г.). Сам автор относит его к числу своих лучших произведений («Я просто был очень счастлив, когда сочинял ее»).

21, 22 и 23 октября на Новой сцене будет показан балет «Русские сезоны». Это было первое обращение хореографа Алексея Ратманского к музыке Леонида Десятникова (балет был поставлен в 2006 г. для труппы Нью-Йорк сити балет, а в 2008 г. перенесен на сцену Большого театра). Само произведение было сочинено в 2000 г. как концертная пьеса, по заказу скрипача и дирижера Гидона Кремера. Намек на дягилевскую антрепризу в названии имеет двойной смысл: во многих европейских языках понятие «сезоны» идентично «временам года» (по просьбе Г. Кремера Л. Десятников осуществил и скрипичную транскрипцию «Времен года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы – этого своего рода «аргентинского ответа» музыке Вивальди). Как и вивальдиевский концертный цикл, «Русские сезоны» состоят из двенадцати частей. В «Русских сезонах» использованы тексты песен из фольклорного сборника «Традиционная музыка русского Приозерья» Е. Разумовской, расположенные по «календарному принципу». Таким образом, композитор выстраивает еще одно пространственно-звуковое измерение, которое заставляет вспомнить о «русских» вокальных сочинениях Стравинского. Балет возобновляется в Большом после некоторого перерыва.

Программа второго вечера в Бетховенском зале (24 октября) представляет собой дань композитора русскому XVIII веку. Во втором отделении прозвучит одно из первых сочинений Десятникова – камерная опера «Бедная лиза» по Н. Карамзину для чтеца, двух солистов и инструментального ансамбля (1976-80 гг.). Кантата «Дар» для тенора, мужского хора и камерного ансамбля на стихи Гавриила Державина была написана в 1981 г. и заново инструментована в 97-м. В данном случае композитора привлекла «инакость», архаическая жесткость, даже некоторая грубость державинского языка, отделяющая его от классической поэзии «Золотого века». В поисках музыкального отражения этих особенности композитор (на этот раз уже вполне сознательно) пришел к соединению разноречивых, даже «несочетаемых» стилевых элементов – вкраплению «эстрадности» в академический музыкальный язык.

Откроет же концерт «Утреннее размышление о Божьем величии» для хора а’капелла.

Третий камерный концерт в Бетховенском (30 октября) объединит разноплановые сочинения 1990-2000-х гг.: «Возвращение» для кларнета, гобоя, струнного квартета и магнитофонной ленты (2006 г.); «По канве Астора» для струнного трио и фортепиано(1999 г.); «Свинцовое эхо» (“The Leaden Echo”) для голоса и инструментов на стихотворение Джерарда Мэнли Хопкинса; «Песни советских композиторов».

А сам фестиваль завершится балетом «Утраченные иллюзии» (29, 30 и 31 октября; 1 ноября) - одним из последних сочинений Л. Десятникова (премьера состоялась в Большом театре в 2011 г., хореограф Алексей Ратманский). Авторы балета модернизировали либретто В. Дмитриева, написанное для балета Бориса Асафьева (он был поставлен в Кировском театре во второй половине 1936 г., но продержался в репертуаре всего год). Балетное воплощение романа Бальзака об извечном конфликте «мечты и действительности», противопоставлении истинного и коммерциализированного искусства на фоне Парижа 1830-х гг., сцены балетных репетиций и спектаклей Grand Opera (фактически, внутри спектакля находятся два «балета в балете»), легендарное соперничество Марии Тальони и Фанни Эльслер – все это стало для композитора увлекательным «творческим заданием».

 

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей