22 октября на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки симфоническим концертом откроется Большой юбилейный фестиваль композитора Александра Журбина «Всё к лучшему!», который продлится весь театрально-концертный сезон 2015-2016 гг.

Александр Журбин: «Фестиваль 2015 года - это четвертый подобный фестиваль в моей жизни. Первый  был в 2002 году и продолжался 3 дня, второй - в 2005 - две недели. В 2010 году фестиваль шел целый месяц, а этот планируется на весь сезон. Но дело, конечно, не в количестве дней, а в количестве событий - спектаклей, концертов… Ведь каждый подобный Фестиваль - это своего рода творческий отчет перед моими слушателями, перед теми, кто любит мое творчество.  В этот раз музыки будет много: есть премьеры  театральные, симфонические и камерные; есть извлеченные из архивов сочинения, которые много лет пролежали в тишине (очень интересно как они прозвучат сегодня), будут новые песни, романсы,  арии из опер…».

Фестивальная афиша действительно разнообразна, многогранна и насыщенна, она раскрывает все грани уникального таланта композитора – симфониста, автора хитовых песен, оперного мастера (11 опер), родоначальника отечественного мюзикла (45 мюзиклов)... В 10-ти московских театрах покажут около 15 спектаклей с музыкой А. Журбина.

Столичная публика впервые услышит 3 симфонии композитора, (Первую, Вторую и Пятую), Концерт для альта и симфонического оркестра, хоровую кантату на стихи М. Цветаевой «Крысолов», оперу «Мелкий бес» в Камерном театре им. Б. Покровского, мюзикл «Недоросль» в Детском музыкальном театре под управлением Г. Чихачева, мюзикл «Щелкунчик и Мышиный король» в театре «Экспромт», новую версию рок-оперы «Орфей и Эвридика» в театре «У Никитских ворот»…

Конечно же, будут звучать эстрадные и киношлягеры маэстро. В концерте «Легкая музыка для серьезных людей» (3 декабря, Светлановский зал Дома музыки) молодые оперные и эстрадные звезды исполнят всенародно любимые хиты композитора и совсем его новые песни…

Концерт-открытие фестиваля

В программе концерта 22 октября – две симфонии: Первая симфония (Sinfonia Concertante) и Пятая симфония (Sinfonia Bizzarra), а также Концерт для Альта  с оркестром, в котором будет солировать Лев Журбин, сын маэстро.

Исполнители: Государственная академическая симфоническая капелла России (художественный руководитель – В. Полянский), за дирижерским пультом – Филипп Чижевский.

В программе:

Симфония № 1 (Sinfonia Concertante)

Концерт для Альта с оркестром. Солист – Лев Журбин (альт)

Симфония № 5 (Sinfonia Bizzarra). Солисты: Андрей Баранов (скрипка), Лев Журбин (альт), Борис Андрианов (виолончель), Даниил Крамер (фортепиано).

 

Выбору оркестра и дирижера для премьер своих сочинений маэстро Журбин придает большое значение. С Капеллой Валерия Полянского композитор сотрудничает давно: коллектив представлял москвичам его 4-ю симфонию «City of the Plague» в 2010 году, участвовал в премьерном концертном исполнении оперы "Альберт и Жизель» в 2012 году. 

Не случаен и выбор молодого дирижера Филиппа Чижевского. «Современный дирижер обязан исполнять музыку своего времени…» - говорит Филипп, в активе которого исполнение опер Сергея Невского «Autland» на «Платформе» и «Франциск» в Большом театре, оперы Дмитрия Курляндского «Сверлийцы», «Страстей» Александра Маноцкова и другой современной музыки. «Филипп Чижевский - имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве «правильно ходить», и переместившее Теодора Курентзиса и Владимира Юровского из разряда «молодых» в разряд «зрелых» (Colta.ru, E. Мусаелян).

Первая симфония (Sinfonia Concertante) - дипломная работа Александра Журбина. Была написана в 1969 году, когда молодой музыкант заканчивал Институт имени Гнесиных (ныне Российская Академия музыки) под руководством профессора Николая Ивановича Пейко. Тогда симфония была исполнена не полностью. На фестивале прозвучит новая редакция. Так что нынешнее исполнение можно считать премьерным… Все симфонии А. Журбина имеют заглавие, эта называется Sinfonia Concertante (Концертная Симфония). По форме симфония нетрадиционна. В ней нет сонатного аллегро и бравурного финала. I часть - Хорал. II – Диалоги (инструменты вступают в самые неожиданные «диалоги» - гобой с литаврами, альты с тарелкой, струнные с тромбонами). III часть –  Монологи ( царство сольных высказываний инструментов, где «право голоса» получают почти все – и деревянные, и медные, и струнные, каждый инструмент имеет свое развернутое высказывание на заданную тему). Финал – завершающий Хорал (финальный хорал является зеркальным отражением возвышенного Хорала Первой части).

Концерт для Альта и симфонического оркестра

Концерт написан в 1971 году. Он никогда не звучал в России, несколько раз был исполнен в США. По форме - классический. Первая часть – Allegro moderato, сонатная форма: главная и побочная темы, есть разработка и реприза, в которой возвращаются образы начала. Вторая часть - Adagio, благородная, красивая музыка, где Альт показывает свой бархатистый, темноватый тембр, окруженный нарядной оркестровкой. Третья часть - Allegro Brilliante – веселый искрометный финал, в нем альт демонстрирует свою виртуозность.

Пятая симфония (Sinfonia Bizzarra)

В симфонии - 15 частей (длится около часа). Называется она Sinfonia Bizzarra - что означает Странная симфония

У симфонии есть и еще один подзаголовок «Play, memory!» («Играй, память!»). Это, безусловно, намек на знаменитую книгу мемуаров Владимира Набокова «Speak, memory” («Говори, память!»).

Как считает автор, эта симфония - итог его размышлений над тем, что такое сегодня, в первой четверти 21 века, крупная инструментальная форма, большое симфоническое произведение. И, следуя завету своего кумира Густава Малера, который утверждал, что «симфония должна быть как мир, она должна охватить всё ..», Журбин стремится в своей Пятой симфонии объять необъятное. «В ней много разной по жанру и по стилю музыки, - рассказывает маэстро. - Вы услышите и современную авангардную музыку с использованием сонорики и алеаторики, и музыку эпохи барокко и эпохи романтизма, здесь есть даже музыка в стиле «рок» и в стиле «джаз». Словом, это такое большое, многогранное, панорамное произведение, взгляд с высоты птичьего полета на  ушедший 20 век, и попытка заглянуть в будущее.

В симфонии много цитат. Некоторые из них легко распознать, некоторые глубоко запрятаны в ткань музыки. Слышны и «автоцитаты», из моих сочинений».

22 октября состоится Мировая премьера этой симфонии.

 

/фото предоставлено организаторами/

Вернуться к списку новостей