«Музыка в верхах» открыла свой четвёртый сезон! 21 сентября состоялась очередная встреча в рамках совместного проекта радио "Орфей" и Сенаторского клуба Совета Федерации России, музыкальной доминантой которой стал удивительный музыкальный инструмент – арфа, а местом встречи сенаторов, гостей и музыкантов – уникальная точка на карте старой Москвы: Дом-музей великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой, являющийся филиалом Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
Музей расположился в особняке конца XVIII века, где М.Н. Ермолова жила с 1889 по 1928 годы. Экспозиция Дома-музея рассказывает о мире театральной Москвы XIX в., об истории жизни Ермоловой. Тихие, просторные комнаты, которые до сих пор хранят неповторимые интерьеры и подлинные вещи прежних владельцев, передают уютную атмосферу московского быта конца XIX века.
Гостей приветствовал заместитель генерального директора музея Александр Михайлович Рубцов. Он особо отметил, что музыка вечера будет звучать в знаменитом Белом зале, в котором при жизни Марии Николаевны играли величайшие музыканты, великие актеры читали стихи, а гостями были выдающиеся люди того удивительного времени. Именно в этом зале Валентин Серов писал знаменитый портрет Ермоловой, подлинник которого находится в Третьяковской галерее, а копия встречает гостей над лестницей Дома-музея.
Музыкальному вечеру предшествовала увлекательная экскурсия по залам особняка. Атмосфера подлинности и тихого уюта покорила и участников, и гостей вечера. Гости с особенным чувством поднимались по парадной лестнице, осознавая, что стены этого дома видели Шаляпина, Собинова, Нежданову, Чехова, потрясавшего Москву своим искусством знаменитого трагика того времени Томмазо Сальвини.
Героиней концертной части вечера стала величественная арфа, звучавшая как сольно, так и в сопровождении скрипки и флейты. История арфы насчитывает много веков, она появилась на заре цивилизации и стала прародительницей большинства струнных инструментов. Возможно, впервые человек обратил внимание на мелодичный звук натянутой тетивы лука, а затем решил усложнить себе жизнь, придумав, как разместить рядом струны разной длины. Так родилась арфа. Звуком ее наслаждались в Древнем Египте, Финикии, Ассирии, Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила широкое распространение в Европе. К примеру, народные ирландские сказители исполняли свои саги, ставшие основой кельтского эпоса, под аккомпанемент небольшой арфы. Постепенно это инструмент перешел в руки аристократии и зачастую служил в буквальном смысле украшением благородных домов, сверкая золотом, мозаикой, перламутром и драгоценными камнями. В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из "порядочного семейства" должна уметь играть на арфе. Согласно роману Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова была неплохой арфисткой. Современная арфа имеет сорок пять – сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму; при помощи семи педалей, укорачивающих струны, можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично, она не только украшает звучание оркестра, она – ярчайшая звезда в созвездии солирующих инструментов.
Программу вечера под названием «Классика, танго и арфа» создала известный мастер этого вдохновенного инструмента Надежда Сергеева. Еще в годы учебы в Московской консерватории Надежда получала высокие награды на серьезных всероссийских и международных конкурсах. Сейчас арфистка активно гастролирует по России и Европе и успешно совмещает свои выступления с преподавательской деятельностью. Скажем больше: Сергеева не только талантливый музыкант, но исполнитель нового поколения, не только высокий профессионал, но и подвижник, просветитель, популяризатор классической музыки и родного инструмента. За своей арфой, на которой Надежда выступала перед публикой «Музыки в верхах», она ездила в далекий Чикаго, где сегодня производят лучшие в мире инструменты этого вида.
Концерт открылся «Экспромтом» Р. М. Глиэра: собравшиеся заворожено внимали одновременно торжественному и нежному соло удивительного инструмента. Не многие вживую слышали сольные арфовые концерты, и тем более, мало, кто видел этот инструмент так близко. Камерный зал музея позволял не только очароваться нежными переливами волшебной музыки, но и увидеть своими глазами, как извлекается звук, оценить сложность технических приемов игры.
Вместе с Надеждой Сергеевой в вечере приняли участие еще два талантливых музыканта: скрипачка, лауреат международных конкурсов Надежда Антипова и флейтист, лауреат всероссийских и международных конкурсов Андрей Санников. Их дуэты с завораживающей эмоциональностью и бархатной красотой тона представили редкие произведения Габриэля Форе, Камиля Сен-Санса, Жоржа Бизе и Жана-Мишеля Дамаза, а также композиции Астора Пьяццоллы из цикла «История танго». Свое мастерство молодые музыканты совершенствовали на мастер-классах таких мэтров, как профессор Винсент Люка (Парижская консерватория) и сэр Джеймс Гэлвей (Международная школа флейтистов в Веггисе, Швейцария) и результат этих усилий потрясает.
Организаторы концерта в лице радиостанции «Орфей», Сенаторского клуба и Музея Ермоловой вместе с талантливыми музыкантами постарались создать невероятную атмосферу музыкального салона далекого XIX века. После концерта магия путешествия не закончилась: гости собрались во внутреннем дворике музея, огражденном от суетного современного мира, где так же, как и в залах Дома-музея, сохраняется аромат истории и изысканности. В этот вечер, безусловно, каждый унёс с собой частичку истории и волшебные звуки арфы.
Виталия Касаткина
Радиостанция «Орфей» - Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Сенаторский клуб Федерального Собрания Российской Федерации благодарят за помощь в организации вечера:
- наших постоянных партнеров и друзей - Холдинг WND, представляющий серию соусов «Астория»;
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям за финансовую поддержку эфирной версии проекта «Музыка в верха»;
- Российский книжный союз за участие в проекте;
- особые слова благодарности мы выражаем нашим партнерам гостеприимно принимающих нас в зале филиала Театрального музея им. Алексея Александровича Бахрушина – в особняке Марии Николаевны Ермоловой и лично Дмитрию Викторовичу Родионову, генеральному директору Театрального музея им. А.А. Бахрушина.