11 сентября в Историческом здании Большого театра состоялся традиционный сбор труппы. Правда, сезон уже открылся премьерным спектаклем, оперой Дж. Бизе «Кармен», который прошёл на Исторической сцене 4 сентября. Да, собственно, о предстоящем 240-ом сезоне, о планах журналистам тоже уже сообщали на пресс-конференции, ещё до выхода на сцену премьерной «Кармен». Говорил директор Большого театра, В. Урин и о предстоящей смене балетного руководителя. Пока фамилия нового назначенца не названа, но есть обещание директора обнародовать персону к концу сентября. А пока интрига сохраняется.

Вот с такой информацией пресса была приглашена на сбор труппы. На сборе труппы были и приветственные слова директора, и награждения с премиями и цветами, и милый фильм о прошлом сезоне. Говорили о планах на новый театральный сезон. В ранее объявленных планах изменений не произошло. Это подтвердил в своём выступлении главный дирижёр Туган Сохиев. Предстоит поставить шесть новых оперных спектаклей. Весьма бодро и делово прозвучало выступление руководителя балета Сергея Филина, который задал тон балетной труппе на активную творческую работу. Предстоит показать три новых балетных спектакля.

Что же нового представит зрителям труппа Большого театра? Разумеется, это П.И. Чайковский в год его 175-летия. И здесь зрителей ждёт встреча с оперой «Иоланта». Предварять же эту встречу будет Сюита из балета «Щелкунчик». Со слов дирижёра-постановщика спектакля Владимира Федосеева, соединение в одном спектакле оперы «Иоланта» и Сюиты из балета «Щелкунчик» это попытка восстановить тот спектакль, который был поставлен при жизни П.И. Чайковского. Это опыт обращения к тем эмоциям, чувствам, которые испытывал композитор и зрители на премьере в декабре 1892 года. П.И. Чайковский взял 8 частей из полной партитуры «Щелкунчика» и создал музыкальные картины, не связанные с сюжетом. Оба произведения, «Щелкунчик» и «Иоланта», объединяет особая атмосфера познания красоты мира. Здесь требуется работа души, совершенствование её на пути познания прекрасного.

Режиссёр-постановщик этого спектакля Сергей Женовач определяет оперу «Иоланта» как светлую сказку, вносящую образную поэтичность в наивность чувств. П.И. Чайковский мечтал, чтобы «Иоланта» звучала вместе с «Щелкунчиком» в один вечер, Мелодии Сюиты из «Щелкунчика», которые слышит Иоланта, становятся прологом к её истории. Мир Иоланты наполнен предчувствием любви. Красоту мира Иоланта познаёт через красоту музыки.

Премьера спектакля состоится 28 октября 2015 года на Исторической сцене Большого театра. Хотелось бы надеяться, что такая замечательная постановка не станет разовым мероприятием по случаю 175-летия композитора П.И. Чайковского и ей найдётся место в репертуаре Большого театра. У предстоящей премьеры есть все основания стать не только ярким, но и достойным событием в культурной жизни нашей страны. Не хотелось бы вспоминать о грустном событии, но, просматривая афишу, невольно замечаешь назойливое мелькание «Пиковой дамы» в последней постановке, за которую приходится просить прощения не только у зрителей, но и у композитора в его юбилейный год.

Из ещё заявленных премьер в предстоящем сезоне могла бы радовать опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», но доверен этот шедевр бельканто скандально известному режиссёру-постановщику Тимофею Кулябину, наверное, в качестве бонуса за «Тангейзера» в Новосибирском оперном театре. Что уж тут ждать, остаётся загадкой. Хотя уже есть первые ориентиры новой постановки. Со слов Т. Кулябина, время действия в опере перенесено в очень детализированную современность. Почему время конкретного оперного шедевра так мешает режиссёру? Это ведь эстетика эпохи, её ритмы, её эмоции. Композитор создавал своё произведение в тех координатах и не надо их менять. Тому множество примеров: получается, что музыка живёт своей жизнью, а сценическое действие своей. Нарушается гармония. Постановка проигрывает. Расплачивается за результат зритель.

Из новых оперных работ в предстоящем сезоне объявлено сочинение Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» с дирижёром-постановщиком Туганом Сохиевым. Тема известна не только в мировой музыкальной культуре, но и в литературе. Как говорит Туган Сохиев, спектакль должен получиться интересным, повествующим о вере в молодость и любовь, которая заставляет нас иногда совершать самые неожиданные поступки. Премьера ожидается 22 июля 2016 года на Исторической сцене Большого театра.

Ещё один шедевр, опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» будет представлена на Исторической сцене Большого театра под руководством дирижёра-постановщика Тугана Сохиева. Свою задачу дирижёр видит в объединении сценической драматургии и музыки. Премьера назначена на 18 февраля 2016 года.

В декабре 2015 года на Новой сцене Большого театра состоится премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Роделинда» с дирижёром-постановщиком Кристофером Мулдсом. Режиссёр-постановщик Ричард Джонс определяет свою постановку как судебную экспертизу взаимодействия семи человек друг с другом в чрезвычайных обстоятельствах, положенную на изысканную и оригинальную музыку.

Среди балетных премьер с особым трепетом ожидается возвращение в родной дом, на Историческую сцену Большого театра, легендарного балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Этот балет был создан в 1869 году Мариусом Петипа специально для московской труппы. Долгие годы балет существовал в постановке Александра Горского. В этой постановке блистали многие поколения выдающихся артистов Большого театра. Вернётся балет «Дон Кихот» в новом облике, задуманном Валерием Левенталем.

Предстоит премьера балета «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце в постановке хореографа Вячеслава Самодурова. Главным источником вдохновения для создателя этого балета является музыка, а не история любви. Так утверждает сам хореограф В. Самодуров. Премьерный показ спектакля пройдёт на Новой сцене в июне 2016 года.

В планах многочисленные гастроли на сцене Большого театра. Заявлено число 52. Ярким событием будет выступление на сцене Большого театра Гамбургского балета Джона Ноймайера. Этот коллектив представит два балета на музыку С. Прокофьева в хореографии Джона Ноймайера. Зрители увидят «Историю Золушки» и «Ромео и Джульетту».

С сентября по ноябрь сцена Большого театра будет отдана Международному фестивалю современного танца. Своё искусство продемонстрируют балетные труппы из Франции, Чехии, ЮАР, Финляндии, Испании, Великобритании. Зрители смогут приобщиться к новым тенденциям современной хореографии, сценическим приёмам воплощения идей постановок, художественному решению замыслов их создателей.

Балетной труппе и оркестру Большого театра в новом театральном сезоне предстоят гастроли в Лондоне, в Королевском театре «Ковент-Гарден». Зрителям Великобритании будут представлены балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Корсар», «Пламя Парижа», «Укрощение строптивой». Гастрольная программа составлена таким образом, что зрители смогут увидеть не только классические шедевры хореографии, но и примеры современной хореографии в искусстве балета.

В предстоящем новом театральном сезоне будет проведено 36 концертов и памятных вечеров. Среди них концерты из цикла «Оркестр Большого театра в лицах», «Бетховен в ХХ веке», «Мелодии и ритмы» - ансамбль скрипачей оркестра Большого театра. В программах концертов нашла своё место музыка Баха, Моцарта, Мендельсона, Хиндемита, Брамса, Бартока.

Особое, значимое место в программе концертов принадлежит выступлениям артистов и выпускников Молодёжной оперной программы Большого театра, руководимой профессором Дмитрием Вдовиным. В программу включены циклы концертов, посвящённые музыке русских композиторов, немецкой камерной музыке, французской вокальной музыке. Предстоит гала-концерт участников и выпускников МОП на исторической сцене Большого театра. Дирижировать будет Туган Сохиев.

100-летие со дня рождения Георгия Свиридова Большой театр отметит серией концертов в декабре текущего года. Это будут выступления симфонического оркестра, хора и солистов Большого театра. Примут участие в этом событии и артисты Молодёжной оперной программы Большого театра.

Концерт Большого театра и Академии хореографии будет посвящён 100-летию со дня рождения Софьи Головкиной. В Музейном зале Исторической сцены посетители увидят выставку, подготовленную к этому событию.

Пройдут концерты – посвящения 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой и Раисы Стручковой. Оперный бал осенью, 10 ноября, будет посвящён Елене Образцовой.

В марте 2016 года Борис Акимов отметит 50-летие своей творческой деятельности. В связи с этим событием на Исторической сцене Большого театра выступят артисты балета Большого театра, Мариинского театра, Королевского театра «Ковент-Гарден», Парижской национальной оперы, театра Ла Скала, Гамбургского балета Джона Ноймайера, Баварской государственной оперы, Венской государственной оперы, а также артисты балета нескольких театров Японии. Очень интересная программа, можно сказать, фестиваль!

В мае 2016 года запланированы творческие вечера выдающейся балерины Светланы Захаровой, которые пройдут на Исторической сцене Большого театра.

Творческий вечер выдающегося дирижёра Геннадия Рождественского в связи с его 85-летием запланирован на май 2016 года. Вечер пройдёт на Исторической сцене Большого театра.

Заявлен в программе предстоящего сезона Фестиваль музыки Леонида Десятникова, приуроченный к 60-му дню его рождения. В фойе Новой сцены Большого театра будет представлена выставка, посвящённая этому событию.

Предстоящий 240-ой сезон Большого театра обещает быть насыщенным и разнообразным. Судите сами: одних выставок Музея Большого театра заявлено 60. Вот их темы: «Мастера оперной сцены», «Современная хореография на сцене Большого театра», «Зарубежные гастроли Большого театра», «Английские оперы на сцене Большого театра». Персональные выставки посвящены творчеству Сергея Прокофьева, Геннадия Рождественского, Александра Головина и т.д.. Тематика выставок отражает богатейшую историю Большого театра и соответствует высокому статусу первого театра страны в перечне мировых театров.

Большой театр активно приобщается к освоению новых приёмов в распространении своей продукции, своих классических и новых постановок с использованием интернет-пространства и показов в кинотеатрах. Это не только трансляции записей таких балетных спектаклей, как «Драгоценности», «Щелкунчик», «Спартак». Зрителям во всём мире будут доступны и прямые трансляции балетов «Жизель», «Дама с камелиями», «Укрощение строптивой», «Дон Кихот». В номинации «Трансляции» стоит число 48.

И вот теперь, совсем скоро откроет сезон премьер в Большом театре спектакль «Байки о лисе, утёнке и Балде» на музыку С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Праведникова. В постановке использованы тексты сказок «Гадкий утёнок», «Байка про лису, петуха, кота да барана», «Сказка о попе и его работнике Балде». Сказочный коллаж будет представлен скоморохами, певцами и музыкантами на русской ярмарке. Ярмарка в этом спектакле - это модель мира. Зрителям будет показана история становления личности, отрицания алчности и непослушания, утверждения принципов справедливости. Музыкальное действо предназначено детям и пройдёт в Бетховенском зале Большого театра.

Когда в Большом театре сменилось руководство, то делались заявления о том, что русскую оперу будет интересно слушать на Исторической сцене. На вопрос, заданный Тугану Сохиеву, когда же возродится традиция открывать новый сезон в Большом театре исполнением русской оперы, последовал его ответ: «Когда поставим!» Зрители ждут! Обещания надо выполнять.

 

Людмила Краснова

 /фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей