Из всех певиц советской эпохи у молдавской примадонны Марии Биешу (1935 – 2012) была, пожалуй, самая бешеная популярность на просторах «одной шестой»: она воистину была парадоксальной, неслыханной для серьезной, академической оперной певицы. Ее жаждали видеть и слышать все, всегда и везде: только некоторые эстрадные звезды да спортивные кумиры иногда добивались такой популярности. Ей посвящали стихи, в ее честь слагали оды, называли школы и новые сорта цветов, к ней всегда была очередь из газетчиков и телевизионщиков, ее покровительства и поддержки искали все молодые музыканты маленькой республики, да и не только ее.

Злые языки и сегодня назовут вам с дюжину «весомых» причин, в силу которых эта феноменальная популярность стала явью и продолжалась на протяжении не одного десятка лет: «подходящая» биография, ничем не омраченное социальное происхождение, сделавшее именно Биешу брендом советской Молдавии, одной из самых титулованных певиц Советского Союза; покровительство сильных мира сего; волевой, напористый характер самой артистки, всяческое подчеркивание, если не педалирование своего примадонского статуса, стремление к активной общественной жизни (Биешу была депутатом, возглавляла всевозможные общественные организации и пр.); неоправданно чрезмерный пиар ее победы на конкурсе «Лучшая Чио-Чио-сан мира»… И т.д., и т.п.

Наверно, в этих «откровениях» есть доля истины. Однако, все они моментально отходят на второй план, стоит только услышать чарующий голос Марии Биешу – один из красивейших тембров прошлого века. Удивительное природное дарование, ограненное умной и трудолюбивой певицей до уровня совершенства, не может оставить никого равнодушным: это чудо необыкновенной красоты, струящееся лаской нежного южного солнца или полыхающее страстями знойного южного лета. С кем из великих примадонн можно сравнить богатейший, всегда врачующий слух и изумляющий совершенством звуковедения голос Биешу – может быть, с Зинкой Милановой или Ренатой Тебальди? Пожалуй, достойных соперниц найдется не так уж и много…

Природный самородок, появившийся в патриархальных молдавских степях, вдали не только от каких бы то ни было музыкальных центров, но вообще вдали от всяких представлений о мире высокой музыки и высокой культуры, счастливо оказался целеустремленной натурой, в которую довольно было лишь однажды заронить мечту о прекрасном – и жизнь оказалась полностью посвященной служению великой цели, великому искусству.

Некоронованная царица Молдавии, Биешу по праву в течение полувека олицетворяла для всего мира свою маленькую родину – будь то в Америке, в Австралии, в Европе, или на просторах Советского Союза. Объехав весь мир, она всегда возвращалась в Кишинев, в свой родной театр, где исполнились все самые заветные мечты, где спет был весь репертуар, о котором только мечталось. Никто в СССР тогда не ставил и не исполнял «Норму» Беллини или «Адриенну Лекуврёр» Чилеа, «Набукко» Верди или «Турандот» Пуччини – Биешу создала эти образы на родной сцене, когда названные оперы были у нас совсем нерепертуарными… И как она их пела - на уровне лучших мировых стандартов: с ослепительным блеском верхнего регистра и искрометностью колоратуры, золотым сиянием середины и контральтовой сочностью брутального нижнего регистра! А кроме великого голоса и филигранной техники – всегда ее пение было выразительным, осмысленным, глубоко сердечным и оттого по-настоящему волнующим!

Среди обширной галереи прежде всего итальянских партий-ролей особое место в творчестве Марии Биешу, конечно, занимает маленькая гейша из Нагасаки, принесшая ей столько славы и успеха. Вне зависимости от победы на пресловутом конкурсе, невозможно не заметить, сколь органична была артистка в этом образе, сколь абсолютным попаданием в эмоциональный строй пуччиниевской партитуры оказывалось ее пение.

С такой же любовью, как и к оперной сцене, Биешу всегда относилась и к камерному репертуару, стремясь петь самую разнообразную музыку – от Ренессанса и барокко до современности (а для ее дивного голоса писали и немало композиторы-современники). Ее концертные программы (именно за них она получила высшую в СССР Ленинскую премию) всегда привлекали внимание публики ничуть не меньшее, чем ее блистательные оперные творения.

Александр Матусевич

3 августа в Концертном зале радио «Орфей» к 80-летию со дня рождения М. Биешу прозвучит опера Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». В главных партиях – М. Биешу, В. Атлантов, Г. Борисова, А. Федосеев. Хор и оркестр ГАБТ СССР, диририжер М. Эрмлер. Запись 1967 года.

 

/фото nationalopera.md/

Вернуться к списку новостей